«Звёздные войны» на русский манер

Выждав момент, когда США объявили о вступлении в силу механизма автоматического, долгосрочного и весьма болезненного для Пентагона секвестра бюджетных расходов, Дмитрий Медведев огласил комплекс мер, коими Россия ответит на развёртывание системы противоракетной обороны в Европе.  Не исключив отказа от политики разоружения, российский президент дал понять, что его страна готова сыграть со Штатами в новую версию «Звёздных войн». Только на сей раз, в отличие от времён противостояния Рейгана и политбюрошных геронтократов, участие в гонке вооружений грозит экономическим крахом уже самой Америке.

Формальным поводом для заявления Медведева стал анонсированный в тот же день американцами выход из ДОВСЕ — Договора об обычных вооружённых силах в Европе. К слову, этот механизм барахлил уже с самого начала и даже в своём оригинальном виде просуществовал недолго. Едва представители НАТО и страны Варшавского договора подписали документ, как вследствие новых политических реалий 5 из 6 членов восточного блока переметнулись в Североатлантический союз, а шестой распался на 15 государств, 3 из которых также поспешили взять курс на НАТО. Недееспособной оказалась и обновленная версия ДОВСЕ, утратившая всякий смысл задолго до американского демарша. Отдельные страны (как Азербайджан) превышали лимиты вооружений сразу по нескольким параметрам, но санкции странным образом обходили их стороной. Неделю назад договор и вовсе превратился в никого и ничему не обязывающую кипу бумаг, поскольку вслед за Штатами о выходе из ДОВСЕ объявили ещё 14 членов НАТО.

Однако главной предпосылкой для запуска Медведевым комплекса новых военно-технических мер стал американский проект ЕвроПРО — вернее, откровенное нежелание США предоставить твёрдые гарантии ненаправленности системы против России. Штаты, уже имея в своём распоряжении два стратегических района ПРО — на Аляске и в Калифорнии — против одного российского, нацелились и на создание третьего, в Европе. При этом широко распиаренная американцами отмена размещения противоракетных баз в Чехии и Польше уступкой оппонентам отнюдь не стала: Пентагон «перенёс» элементы ПРО на корабли у берегов Испании и на сушу в Турции и Румынии.

Теперь же, в соответствии с обозначенной Медведевым стратегией, баланс сил будет восстановлен. Россия введёт в строй радиолокационную станцию предупреждения в Калининградской области, а при первом же намёке на потенциальную угрозу развернёт там и комплекс «Искандер». Современные ударные системы вооружений, рассчитанные на огневое поражение ЕвроПРО, появятся и на юге страны — вероятно, под Ростовом-на-Дону. Речь Дмитрия Медведева уже возымела первые, пока забавные последствия, нагнав привычного страху на соседей-лимитрофов по Балтике и лишив сотрудников дипмиссии США при НАТО законного выходного: в День благодарения те вынуждены были отправиться на службу прямиком из-за праздничных столов.

Военный покер

Впрочем, вызов Медведева имеет куда большие и далеко идущие цели — причём не столько военного, сколько экономического характера. В своё время главный мировой «юбиляр» этого года, 40-й президент США Рональд Рейган преподнёс стране, на просторах которой родился нынешний российский лидер, поучительный урок. Запустив программу «Звёздных войн», Штаты не только экономически измотали противника (даже в случае краха идеи народному хозяйству США этот риск не сильно-то и угрожал), но и внушили Союзу комплекс неизбежного поражения. Четверть века спустя диспозиция изменилась. Едва стало известно, что в ближайшее десятилетие Пентагон не дополучит триллиона долларов и, следовательно, пойдёт на закрытие многих программ, Россия решила попробовать сыграть со Штатами в военный покер по столь близко знакомому им самим сценарию.

Понятно, что на Капитолии вряд ли решатся пересмотреть механизм автоматического секвестра в пользу Пентагона, на который сейчас и так приходится почти половина планетарных военных расходов. Урезав в пользу оборонного ведомства и без того масштабно секвестируемую социалку, власти обрекут страну на бунты, в чём отдают себе отчёт даже неуступчивые в военных вопросах республиканцы, отдельные представители которых уже сегодня требуют ликвидации всех зарубежных баз.

России же — прямо как Штатам весёлого периода рейганомики — ядерный блеф почти ничем не угрожает. По подсчётам Минфина РФ, опасный для страны уровень цен на нефть начинается с $93 за баррель, а существенные проблемы у России могут появиться лишь при падении котировок ниже отметки $80 — однако и эксперты, и ценовая политика вездесущего ОПЕК позволяет расценивать вероятность обоих сценариев как не слишком реалистичную. При определённом раскладе Россия и вовсе способна одолеть Штаты одним лишь миражом военного превосходства. С учётом того, что всего через десятилетие численный состав армии США станет наименьшим с 1940 года, оснащённость кораблями — минимальной с 1915 года, а число самолётов и вовсе достигнет самых низких за всю американскую историю значений, России для столь долгожданного человечеством превращения Штатов в «бумажного тигра», похоже, даже не придётся сильно поиздержаться.

Андрей Беляев

«Пражский телеграф»
www.ptel.cz