На фестивале «Дни кино стран СНГ в Чехии» в числе других картин была представлена одна, заставившая известнейшего режиссёра и сценариста Квентина Тарантино аплодировать стоя. Фильм «Овсянки» стал одним из немногих крупных успешных проектов отечественного кинематографа на российском и международном уровне. О качестве и перспективах развития кино в России с продюсером «Овсянок» Игорем Мишиным поговорила выпускающий редактор ПТ Дария Соловьёва.
Игорь, насколько перспективны в плане проката российские картины?
Надо разобраться в терминах. Если речь идёт о так называемом фестивальном кино, то интерес к нему, безусловно, очень мал. Даже зарубежные картины, которые являются победителями международных фестивалей класса А, прокатываются в России очень маленькими тиражами. Буквально 20–30 копий. Это очень маленькая аудитория. В Европе принято измерять успех картины не в долларах или евро, а проданными билетами – продаётся 12–15 тысяч билетов.
Что нужно делать, чтобы люди смотрели фестивальные фильмы?
Нужна активная работа продюсера, то есть так называемая «ручная доводка». Нужно правильно работать с кинотеатрами, которые ещё берут фестивальное кино, грамотно организовывать интервью, заниматься продвижением своего кино. Потому что, безусловно, бизнес кинотеатров – это прокат американского кино. Именно поэтому так сложно найти зрителя для фестивального кино.
Значит, картины, подобные «Овсянкам», обречены в ближайшее время в России на зрительский «неинтерес»?
Сегодня в России (да и во всём мире) побеждает, то есть собирает аудиторию, большое кассовое кино, которое не является кино в чистом виде, а представляет собой коммерческий проект.
Но хотя бы у российского коммерческого кино есть будущее?
Здесь тенденция положительная. С каждым годом всё большее количество таких фильмов снимается в России. Это не десятки фильмов, это максимум 10–15 фильмов в год, которые становятся успешными в прокате. Это жанровые картины, экшены. Безусловно, лидерами в прокате являются русские комедии, которые привлекают зрителя и собирают кассы. Но в целом, в российском прокате доля сбора от российских картин – 12%. Это ничтожно мало для такого рынка и для такой страны. Поэтому я подчёркиваю: то, что касается проката фестивального кино, – это очень трудная история и, скорее всего, безвыходная. В том плане, что вряд ли завтра всё резко изменится и будут полные залы на русском фестивальном фильме. Что касается русского коммерческого кино – тут тенденция положительная. Успехи случаются, но это такие первые шаги.
Один из примеров такого успеха – спродюсированный Вами фильм «Овсянки».
Да. На фильм «Овсянки» было продано 60 тысяч билетов. Так как я человек, вышедший из медиабизнеса, скажу без ложной скромности, я понимал, как надо было работать с радио, телеканалами, региональной прессой. На 36 копиях фильма мы собрали 430 тысяч долларов. Если пересчитать на количество копий, то это показатель самых успешных фильмов.
Это Ваш первый опыт в продюсировании художественного фильма. Насколько понимаю, участие в создании картины даже несколько вышло за рамки лишь поиска средств?
Продюсеры бывают разные, когда они тратят чужие деньги. А этот фильм снят полностью на мои деньги. (Бюджет картины – 35 млн рублей.) Поэтому роль продюсера как управляющего деньгами в данном случае отсутствует. Я взялся продюсировать не коммерческий фильм, и было изначально понятно, что эти деньги не вернутся.
В чём же тогда был Ваш интерес?
Я в кинематографии человек новый, пришедший из масс-медиа. Просто я считаю, что у того или иного творческого человека, к коим я себя смею причислять, рано или поздно появляется потребность высказаться. И я искал некую историю, которая была бы эмоционально большим потрясением. Была бы редкой историей, которых мало. И, слава богу, на моём жизненном пути нашёлся Лёша Федорченко (режиссёр картины – прим. ПТ), который принёс такую историю.
В какой момент пришло осознание того, что всё получилось?
Когда я прочитал сценарий. Даже когда ещё не успел его дочитать. Сначала пришло понимание продюсерского успеха. История была очень необычная.
И не было сомнений ни на одном этапе работы?
Ну да! Там столько сомнений было! Очень долго искали финальный вариант. Если посмотреть варианты картины, которые лежат в моей квартире, они очень не похожи на финальную версию.
Но те 12 минут, когда вся Венеция, сам Тарантино стоя аплодировал фильму, как-то изменили Вашу жизнь?
Ну жизнь, это громко сказано. Но это был незабываемый момент.
Есть ещё примеры успешного проката российских картин?
Второй успешный пример – прокат фильма «Елена». Он катался в количестве примерно 100 копий. Его продюсер Александр Роднянский тоже всё хорошо понимает в маркетинге. Они набрали около миллиона долларов в прокате. Но, собственно, это два успешных примера. Один 2010 года, другой 2011-го. И всё.
Ждём 2012-го. Какие у Вас на него планы?
В конце июня на Московском международном кинофестивале, не в рамках программы, а в рамках особой формы показа – гала-премьеры, прошла премьера нового фильма, продюсерами которого стали Арчил Геловани и я. Режиссёр фильма Резо Гигинеишвили. Фильм снимался в Грузии в прошлом году, называется «Любовь с акцентом». Но это уже не фестивальный в прямом смысле фильм. Это хорошая добрая картина, по своей атмосфере напоминает фильмы Георгия Данелия. В фильме много хорошего юмора, отличный актёрский состав: половина актёров грузины, половина – русские. В прокат фильм выйдет осенью.
Как Вы относитесь к проекту Общественного телевидения в России?
Очередная социальная утопия. Точка. Лично мне этот проект совершенно не интересен, потому что он никак не повлияет на телесмотрение, формирование предпочтений и вкусов телеаудитории. Это интересно только заказчикам и тем, кто там работает.
Быть может, если люди не идут в кинотеатры, по телевизору их приобщать к фестивальному кино?
Сложная задача. Какое-то время назад отличные фильмы – и российские, и американские – делали рейтинги для каналов, собирали аудиторию. Но сейчас сериальное производство победило. Сериалы сейчас обеспечивают экономику телеканалов. Но, к счастью, есть такая передача, как «Закрытый показ» Александра Гордона. Благодаря ей фильмов 40 в год доходят до аудитории. Иногда что-то показывает канал «Культура». Вот собственно два таких окошка для серьёзного кино в российском эфире. Больше нет.
Вам не обидно, что так мало окошек?
Да нет. Просто такая правда жизни.
_____________________
Игорь Мишин родился 30 апреля 1962 года в Свердловске.
Окончил философский факультет Уральского государственного университета по специальности «Социология».
В медиабизнесе с 1991 года в качестве генерального директора первой в Екатеринбурге негосударственной телекомпании «Четвёртый канал».
До 2008 года – президент медиахолдинга «Четвёртый канал».
С 2005 по март 2007 года – генеральный директор компании «Национальный Телевизионный Синдикат».
С сентября 2006 по 2007 год – генеральный директор компании «Амедиа».
Член Академии российского телевидения.
Вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ).
_____________________
На 67-м Венецианском кинофестивале в основной конкурсной программе представили фильм российского режиссёра Алексея Федорченко «Овсянки». Спродюсировал фильм Игорь Мишин. Овсянки – это небольшие птички. Вместе с ними двое мужчин, любивших одну и ту же женщину, после её смерти проделывают долгий путь для совершения языческого обряда загадочного племени меря. Небольшие птички, похожие на воробьёв, играют роковую роль в этом лирическом повествовании.