Татьяну Николаевну Козлову в Чехии знают многие, особенно те, кто благодаря ей сумел существенно поправить своё здоровье. А это взрослые и дети, проходящие лечение в санаториях для больных туберкулёзом. За заслуги в работе с детскими санаториями и отличные результаты, чешские власти сами предложили Татьяне Николаевне и её семье статус постоянного места жительства . Вот уже около 20-ти лет эта энергичная женщина успешно внедряет в Чехии новые, немедикаментозные методы лечения, читает лекции и проводит семинары. Дыхательный аппарат, который Татьяна Николаевна рекомендует больным, побывал уже на вершине горы Эверест вместе со знаменитым чешским альпинистом Мирославом Кабаном.
О том, как сохранить своё здоровье, о новом в медицине и о себе Татьяна Николаевна рассказала корреспонденту «Пражского телеграфа» Марии Урсул.
Татьяна Николаевна, откуда такая страсть к медицине, вероятно, кто-то из родителей был врачом?
Нет, я родилась в обычной семье военнослужащего, очень много ездила по стране с родителями. После окончания школы поступила в университет, получила медицинское образование, работала в детских поликлиниках. Затем получила второе образование – логопедическое, которое мне очень нравилось. Последние годы перед пенсией я работала с тяжёлыми заиками в психиатрическом отделении. Мы проводили лечение тяжёлых и средних форм заикания ребят, которые должны были быть призваны в армию.
Расскажите о Вашей семье.
Мой супруг, Игорь Иванович, тоже врач, занимается мануальной терапией, у нас взрослые дочь и сын, трое внуков, младшей, Катке – 5,5 лет, она у нас русско-чешская (сын женат на чешке). Катка прекрасно владеет двумя языками!
Как вы этого добились?
Мы с самого начала договорились, что с первой минуты будем разговаривать (папа в первую очередь) на русском языке, а мама и бабушка с дедушкой с чешской стороны – на чешском. Было сложно, когда она стала ходить в детский сад, 4 дня мы её водили в чешский садик, а один день – в русский, чтобы ребёнок имел коммуникацию и с русскими детьми. Катка выросла на книгах Маршака, Чуковского, Барто, на русских мультфильмах и сказках, поэтому сейчас мы не боимся, что она потеряет русский язык. В следующем году внучка пойдёт в школу, конечно же, чешскую.
Как Вы попали в Чехию?
Работая в бывшем СССР, я использовала природные способы лечения пациентов. Я работала там со многими предприятиями, которые выпускали недорогие, но очень эффективные приспособления для хронически больных людей – астматиков. Например, ингаляторы с использованием трав, сухое курение, используемое тоже как ингаляции. Мы были приглашены в Чехословакию на цикл лекций по альтернативной медицине профессора Саларом из Кошиц. Его очень интересовали природные способы лечения. Потом у мужа там появились свои пациенты, мы сдали экзамены (т.к. необходимо было иметь чешский документ). У нас появился «ответственный представитель» (необходимое условие тех времён), в лице директора той школы, где мы сдавали экзамен, нам симпатизировал староста Штерба, и так постепенно мы здесь остались.
Где вы работали?
Фактически по целой Чехии – Оломоуц, Штерб, Острава, Опава… А каждый год я посещала и продолжаю посещать крупные выставки в Москве на ВДНХ (павильон здоровья), в Нижнем Новгороде и другие, стараюсь и сейчас отслеживать это направление.
В чём суть ваших методов лечения?
В Чехии классических докторов много. Здесь очень сильная классическая медицина, тенденция лечить только медикаментозными, причём далеко не слабыми препаратами, здесь остаётся в силе. Я имею лицензию на проведение курсов и семинаров в Чехии по теме «Помоги себе сам» — это курсы и для астматиков, и для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они направлены на то, как помочь человеку не зависеть от медикаментов. Это и дыхательная гимнастика, и конкретный лист меню, и упражнения специальные, и аутотренинг. Например, существуют практически неизлечимые болезни, такие как экзема или псориаз. Человек он старается создать себе такой образ жизни, чтобы жить с этой болезнью с минимальным дискомфортом. Он знает, когда у него обострение, что нужно исключить из еды, какие травки попить, какие мази использовать и т.д. Это то, чем я занимаюсь.
Но помимо упражнений, диеты, вы рекомендуете ещё и различные приборы, что они собой представляют?
Да, всё, с чем я работаю — дыхательный тренажёр Фролова, отоларингический душ для носа, это очень важные приборы для аллергиков. Например, пыль, цветение деревьев – очень серьёзные испытания для таких больных. Маленькие, фактически карманные вещи изготавливает новосибирская компания «Динамика», с которой я работаю очень долго. Автор этого прибора – профессор Фролов, в соавторстве с ним я написала книжку «Новое дыхание, новые надежды».
Как Ваш метод получил распространение?
Стали возникать локальные центры «нового дыхания». Например, в Остраве очень успешно работал такой центр. Им руководили даже не врачи, а инженеры — люди, которые, попробовав и убедившись в высокой эффективности, старались научить других. За первые 8 лет работы метод получил хорошие отзывы. Мы успешно работали с детскими санаториями. Потом его стали применять в детских садах. Дети 4,5 — 5 лет дышали на дыхательном тренажере, а мамы признавали, что благодаря 15 минутам упражнений в день, иммунитет окреп, и их дети стали значительно реже болеть. Этот прибор был и на Эвересте. Все альпинисты страдают бессонницей, потому что на большой высоте очень разреженный воздух, и тренажёр им очень помогал.
При каких заболеваниях ещё можно применять тренажёр?
Этот тренажёр очень востребован и взрослыми и детьми, хорошо помогает после инфаркта, инсульта, потому что помогает скорее восстановить деятельность сердечной мышцы. А моя задача – научить пациента работать с собой, если у человека есть проблемы, он должен их знать и уметь помогать себе сам. И чешские врачи в последнее время всё чаще используют наряду с классическими методами лечения и не медикаментозные.