Сергей Федотов: «Нам Булгаков не только разрешил поставить «Мастера и Маргариту», но и похвалил за это»

Имя пермского режиссёра Сергея Федотова широко известно в театральных кругах. Ведь именно он первым в России обратился к Мартину МакДонаху, ирландскому писателю, которого сейчас называют одним из главных драматургов нашего времени. Сергей Федотов много и успешно ставит за рубежом, является лауреатом Национальной премии Чехии. Но всё же имя уникального режиссёра из Перми, в первую очередь, тесно связано с основанным им ещё в 1988 г. театром «У Моста» — неоднократным номинантом на «Золотую маску», постоянным и неизменно желанным гостем на многих российских и европейских сценах. Кроме того, Сергей Федотов, пожалуй, единственный создатель единственного мистического театра в России. О магах, чертовщине и «всевидящем оке» Михаила Булгакова Сергей Федотов рассказал в интервью выпускающему редактору «Пражского телеграфа» Наталье Лисняк.

 

Сергей Павлович, Ваш театр «У моста» часто называют мистическим. В чём заключается эта мистика?
Это всё из-за пересечения астральных параллелей, на которых театр организовался. Когда мы сыграли свой первый спектакль, кроме зрителей, к нам потянулось очень много разных странных колдунов и магов, как белых, так и чёрных. В Перми начали проводить какие-то симпозиумы. Я, естественно, заинтересовался этим феноменом и вызвал астрологов спросить, в чём, собственно, дело. Они сделали какую-то диаграмму, вывели формулу и сказали, что наш театр родился на пересечении астральных параллелей, поэтому он мистический.
А что касается конкретно Вас, какое отношение имеете к мистике Вы?
Самое прямое. Астрологи также сказали, что я просто не мог изобрести другой театр, потому что я сам — человек мистический и из ряда вон выходящий. Например, если в дате рождения человека встречается хотя бы две единички, то он уже является выдающимся. А у меня пять единиц в дате рождения: я родился 11.01.1961. Поэтому я превышаю все возможные нормы, мне просто не дано было придумать обычный театр.
Т.е. Вы хотите сказать, что верите в магию чисел?
Конечно. Я, например, стараюсь всегда покупать билет на самолёт на 13-е число — это моя счастливая цифра. 13 июня родился мой сын, а второй сын родился в ещё более мистический день — 29 февраля. Всё время меня окружают какие-то мистические вещи.
Этот мистический мир благосклонен к Вам?

Странности, конечно, случаются. Но мы в театре верим в эти силы, уважаем их, но никогда не заигрываем с ними, потому что с чертовщиной нельзя играть. Во-первых, её не нужно бояться — если ты её боишься, то она начинает тебя преследовать. Это как собака — если она за тобой бежит, а ты её испугался, то она обязательно укусит. Поэтому тёмные силы нужно уважать. Мы уважаем их и часто переходим в тот инфернальный мир, общаемся с ним. Но мы не пытаемся туда полностью перейти, ведь они живут отдельно от нас, а мы живём своей жизнью. Но нужно понимать, что в том потустороннем мире есть не только тёмные силы, там происходит борьба тёмных и светлых сил. Мы обращаемся к светлым силам, и они помогают нам. При этом знаки происходят совершенно невероятные.

Вы открыли России Мартина МакДонаха. Откуда такая страсть к этому автору?

В нём есть невероятная загадка. МакДонах — гений, он очень мистический человек. Как только он поставил свой короткометражный фильм «Шестизарядник», сразу же получил за него «Оскар». В прошлом году он поставил ещё один фильм «Залечь на дно в Брюгге» — тоже очень интересный парадоксальный фильм и он тоже номинировался на «Оскар». Именно это магическое мировосприятие помогает нам налаживать мост с автором и открывать что-то такое, чего не могут другие.

Что именно такого Вы открыли в МакДонахе, что не видят другие?

Мы нашли ключ к МакДонаху, а другим это не удавалось. Его либо ставят как цирк, либо как триллер, или же как психологическую драму. Поэтому все эти спектакли проваливаются. Мы поставили четыре спектакля по МакДонаху, и мы его почувствовали, хотя и не были никогда в Ирландии. Мы много изучали информации в газетах, книгах, на телевидении и в интернете, смотрели ирландские фильмы. Это помогло почувствовать нам невероятную силу и открыть эту тайну.

Насколько известно, до МакДонаха Ваш театр называли «специалистом по Гоголю»…

Да, это было пять лет назад, когда я не знал МакДонаха. С одним из спектаклей по Гоголю даже связана очень смешная история. Было это в Польше на фестивале «Столкновение театров». Мы показывали спектакль «Женитьба», который имел там невероятный успех. А после представления многие критики писали, что ровно через 12 минут после начала спектакля они все стали понимать русский язык. Зал стал смеяться, а после спектакля нас ждали бурные овации.
Многие актёры и режиссёры боятся связываться с тем же романом Булгакова «Мастер и Маргарита», опасаясь мистики и чертовщины. А Вы даже гнева Булгакова не испугались…
Я уже говорил, что чертовщину нельзя бояться. Всем известно, что «Мастер и Маргарита» — запрещённый роман, его нельзя ставить на сцене или в кино. Поставил, например, фильм по этому роману Юрий Карр. Он был уже готов, но потом вдруг исчез. Михаил Литвин пытался поставить «Мастера и Маргариту»: собрал артистов, открыл текст, начал читать первую фразу, и вдруг взорвалась батарея с горячей водой, которая облила артистов. Это был знак, и Михаил не стал делать этот спектакль. Лев Додин в Санкт-Петербурге репетировал два года, но так и не смог его выпустить. Александр Абдулов в одном из своих интервью признался, что репетировал Коровьева в семи проектах, но ни один проект так и не вышел. Так что далеко не многим Булгаков позволил работать с его романом, а только любимым. Например, 30 лет идёт «Мастер и Маргарита» в Театре на Таганке. Сквозь пальцы Булгаков посмотрел на фильм, который вышел несколько лет назад (режиссёр — Владимир Бортко). Этот сериал совершенно бездарный, там ничего нет — просто звёзды выходят и рассказывают текст, поэтому Булгаков и разрешил.
Но Вам-то Булгаков разрешил поставить «Мастера и Маргариту». Значит, Вы тоже среди любимчиков?
Нам Булгаков не только разрешил поставить «Мастера и Маргариту», но и похвалил за это. Первый раз я поставил «Мастера и Маргариту» в Польше. За две недели до премьеры актёр, играющий Коровьева, потерял голос, но именно в день премьеры голос к нему вернулся. Ещё был случай в Градце Кралове, об этом спектакле до сих пор рассказывают легенды. Актриса, которая играла Маргариту, сломала ногу за неделю до премьеры. Ей наложили гипс, поэтому она вынуждена была передвигаться во время репетиций на возике. Ей было страшно неудобно, поэтому она сняла гипс и стала репетировать без него. Её тут же силой увезли в больницу. Сделали там рентген — перелома нет. Т.е. днём раньше перелом был, а через день уже нет. Ещё один случай произошёл, когда я ставил «Мастера и Маргариту» у себя в Перми в театре «У моста». А за день до премьеры я приехал на телевидение, чтобы дать интервью. Я зашёл в студию буквально на пять минут, а когда вышел — куча народу собралась в фойе. Я спрашиваю: «Что случилось?». Оказалось, что как только я зашёл в студию, они услышали удар в стекло, открыли окно и увидели, что на земле лежит огромный ястреб. Эти знаки говорят о том, что Булгаков всё видит.

Вставка 1:
Сергей Федотов — заслуженный артист России, режиссёр, создатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста». Лауреат Национальной премии Чехии. В 2004 г. за постановку «Собачье сердце» (М. Булгаков) был признан лучшим режиссёром Чехии и стал первым иностранцем в истории Национальной премии, удостоенным этой высшей награды. В марте 2006 г. министр культуры Чехии вручил Федотову приз газеты «Пражские новости» за особый вклад в чешскую культуру. Его постановки получили более 20 Гран-при международных фестивалей. Спектакль «Сиротливый запад» (М. МакДонах) стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска» и был показан в Москве как один из лучших спектаклей России 2008 г.
Вставка 2:
Сергей Федотов родился 11 января 1961 г. в городе Пермь. Высшее профессиональное образование получил в Пермском институте искусства и культуры на режиссёрском отделении. Созданная в 1983 г. Сергеем Нытвенская молодёжная театральная студия стала «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. В 1988 г. «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра — первого мистического Театра в России «У Моста».