«И вера в звон колоколов»… В Праге побывал известный российский историк и бард Виктор Леонидов

Певец выступил в бард-клубе «Прага», созданном Татьяной Сизовой. В чешской столице у Виктора состоялись два концерта, которые трудно назвать классическими. Скорее это смесь музыкального вечера, с очень трогательными авторскими песнями, и просветительской лекции.
Виктор Леонидов является представителем Дома Русского Зарубежья им. Солженицына в Москве, который тесно сотрудничает с Россотрудничеством, поэтому не удивительно, что именно Русский центр науки и культуры в Праге принял у себя гостя. Леонидов уже давно воспринимает свою работу как хобби – дело для души. Всю сознательную часть своей жизни он отдал феномену «белой эмиграции» – первой волне изгнанников, схлынувшей из России за рубеж в 20-е годы прошлого столетия. Спасаясь от косы большевизма, в то время из России исходил цвет русской интеллигенции, воинство и простой люд. Кто-то покидал страну, сражаясь за отчизну на стороне белой армии, другие – не сумев открыто принять чью-либо правду, третьи – спасая свои жизни…
Возвращение наследия – нелёгкий труд, зависящий от многих обстоятельств. Это кропотливый процесс, сотканный из тысячи мелочей, и замкнутый на усилиях людей, готовых ехать на край света ради маленького кусочка шали, если эта шаль была связана великими княжнами для царевича Алексея… Только архивных документов за годы существования Дома Русского Зарубежья было возвращено из разных стран более ста тысяч.
Но Виктор не просто историк, он – поющий историк, и большая часть его песен также посвящена огромной планете под названием «русская эмиграция». Удивителен факт, что человек никогда не живший за рубежом, не испытавший на себе тягот эмигрантской жизни, сумел проникнуться темой настолько, что заставил своих слушателей поверить в то, что он и сам эмигрант и всё, о чем он поет – его собственные переживания. Каким образом ему это удалось? Ответ прост. Соприкасаясь со всеми этими источниками, читая то, что никто до него не мог прочитать, вдумываясь в смысл фантастической поэзии русских изгнанников, Виктор открыл для себя особый мир прошлого, неразрывно связанный с настоящим.

 

«Казачий Есенин»
Именно благодаря усилиям Виктора Леонидова Россия обрела одного из своих сынов – замечательного поэта Николая Туроверова, которого иначе, как «казачьим Есениным» и назвать нельзя, такие проникновенные и одновременно мощные стихи писал потомок славного казацкого рода, окончивший свою жизнь во Франции. Виктор Леонидов посетил во Франции родственников поэта, в частности, вдову брата Туроверова Туроверову-Попову Ирину Ивановну. По материнской линии она была Мусина-Пушкина, а её прадед – атаман Орлов – чуть не взял на Березине в плен Наполеона. Она была совершенно удивительным человеком, влюбленным в Россию, душой русских литературных вечеров, знала наизусть всего Лермонтова и Тютчева. Виктор Леонидов, потрясенный столь богатым внутренним миром этой женщины, посвятил ей песню «Я улетаю из Парижа», но так и не успел ей спеть её… Вместе с Леонидовым она участвовала в создании сборника стихов и прозы Туроверова, который так и не успела увидеть, и который был посвящен ее светлой памяти.

Рождение песни
Песни всегда «бродили» в душе Виктора Леонидова, будоража кровь, – сначала лирические, про любовь, как и положено в нежном возрасте, а потом более зрелые, на «вечные темы». Выросший на Арбате парень никогда не расставался с гитарой, воспитываясь, как и все его сверстники, на песнях Высоцкого и Окуджавы.
Его первой «серьезной» вещью стала песня «Два креста», написанная от лица офицера времен Первой мировой войны. Вспоминая об этом, Виктор Леонидов заговорил об Ахматовой, которая любила повторять: «Я не пишу стихи, я их записываю». Так было и с песней «Два креста», которая совершенно внезапно родилась в одну из новогодних морозных ночей, и была записана Виктором прямо на снегу…
А потом пришла тема, ставшая главной доминантой его творчества, – белая эмиграция. Леонидов много выступал в Москве, но это были вечера в музеях, архивах, библиотеках – словом, в очень узком кругу. Во многом расширить горизонты творчества исполнителя авторской песни помогла Елена Николаевна Чавчавадзе, организовавшая возвращение в Россию значительных коллекций русского зарубежья, инициатор перезахоронений И.С. Шмелева и А.И. Деникина. Именно она готовила большой документальный цикл «Никита Михалков: Русский выбор», посвященный эмигрантам первой волны. Елена Николаевна и познакомила с творчеством Леонидова Никиту Сергеевича Михалкова. В результате в конце каждой серии под гитару звучала песня Леонидова в исполнении автора. И хотя музыкальное сопровождение длилось ровно столько, сколько шли заключительные титры, песни Виктора Леонидова успели заметить и оценить по достоинству. Пошёл поток писем с вопросами: «Кто автор? Когда он жил? Где захоронен?». Его приняли за одного из белоэмигрантов, что явилось настоящим признанием его мастерства, его необычайного умения перевоплощаться, затрагивать чувства и передавать тончайшие ощущения души совершенно незнакомых ему людей.

Пражский след
Песни Виктора Леонидова очень популярны среди русских, живущих за границей, тоскующих по Родине. Он сам очень точно охарактеризовал популярность «своей темы» тем, что она «как звенящая нота оказывается востребованной». Это так, поэтому и встречи в Праге прошли в душевной и трогательной обстановке. Пользуясь случаем, гость просил выразить Татьяне Сизовой и бард-клубу большую признательность за прекрасно проведенное время. Но кроме творческих встреч, Виктор Леонидов-историк не смог удержаться, чтобы не встретиться с потомками эмигрантов первой волны и не увезти из красавицы-Праги массу впечатлений на заданную тему.
Я уверена в том, что уже сейчас он работает в Москве над статьями и сюжетами, инспирацию к которым он почерпнул именно здесь – в чешской столице. У него было несколько, по его словам, уникальных встреч, в частности, с Алексеем Николаевичем Келиным, сыном замечательного казачьего поэта, врача, гуманиста Николая Келина, похороненного в крипте Успенского храма на Ольшанском кладбище в Праге.
Виктора впечатлил Музей русского искусства, созданный в столице Чехии Валерием Ларионовым. В самом центре Праги, на Старогородской площади, он открыл экспозицию произведений русских художников «первого ряда» – Репина, Айвазовского, Малявина, Маковского, Левитана, многих других, даже прижизненный портрет Петра I, а в дни Пасхального праздника представил пражанам и гостям нашего дивного города более ста икон, созданных современными российскими мастерами под эгидой объединения «Собор». Виктор Леонидов назвал музей «мини-Третьяковкой» и принял для себя решение обязательно написать об этом удивительном человеке и меценате, собирающем русское наследие в Чехии.
Виктор уже не в первый раз в Праге. Впервые он посетил чешскую столицу в 1997 году, и тогда же встретился со многими «старыми» эмигрантами, среди них были Борис Иванович Тихонович – импресарио, организовывавший в Праге концерты Шаляпина, Анны Павловой; Татьяна Николаевна Савинкова – племянница писателя – террориста Бориса Савинкова. Наш гость с большой теплотой отметил «легенду» Славянской библиотеки Елену Мусатову и прекрасную исследовательницу Любовь Белашевскую – автора ряда публикаций по истории русской эмиграции и Чехословакии.
По мнению Леонидова, Прага все ещё «терра инкогнито», кладезь истории, может быть, не всегда простой, но в определенном смысле слова близкой. И пора, считает Леонидов, выходить из плена прошлого и вспоминать о том, что нас объединяет. А объединяет нас многое, в частности, благороднейшая «русская акция» президента Томаша Гарика Масарика и премьер-министра Карла Крамаржа, когда десятки тысяч изгнанников получили здесь работу, и спасли свои жизни именно благодаря гостеприимству Чехословакии. Для сравнения, маленькая Чехословакия выделила в помощь эмигрантам в 20-е годы более полумиллиарда крон – огромная сумма, составляющая в то время примерно пять процентов среднегодового бюджета республики. На такой подвиг не была готова ни одна европейская столица.

Мост между прошлым и будущим
Свет, озаряющий тени прошлого, приближает границы, судьбы и характеры… Это очень благородная и очень важная миссия – служить связующим звеном между прошлым и настоящим, возвращать на Родину исторические культурные ценности, сбереженные эмигрантами в неимоверно трудных условиях. В ленинградскую блокаду люди сжигали в печах всё, кроме томиков Пушкина и Есенина. Не удивительно: прекрасное всегда помогает жить, делая нас тем, что мы есть.
Поэт Борис Слуцкий когда-то сказал очень правильные слова: «Слушая песни Высоцкого, люди вспоминали то, что они люди»…
«Русское зарубежье» – это память, без которой можно было бы обойтись. Однако это важная часть нынешней России уже только потому, что примеры служения Отчизне, которые скрывает прошлое, достойны подражания и могут быть полезны для каждого из нас. «Родина есть нечто от духа и для духа», писал выдающийся русский философ и мыслитель И. Ильин, и был абсолютно прав. Понятие Родины тесно связано с понятием патриотизма, который означает, не только любовь к Отечеству, но и некое, не поддающееся разумному объяснению, самобытное свойство человеческого мироощущения. И совсем не удивительно, что изгнанники, близкие и родные которых были безжалостно расстреляны, до самого конца своих дней искренне верили в светлый миг своего возвращения…

* * *
Виктор Леонидов – выпускник Московского государственного историко-архивного института, кандидат исторических наук. В 1988 году был приглашен академиком Д.Лихачевым в Фонд культуры на должность заведующего архивом. В эти годы потоком шли письма и архивы от русских эмигрантов, которые посылали в Фонд сбереженные ценности для передачи в архивы, музеи и библиотеки.
В настоящее время Виктор Леонидов представляет Дом русского зарубежья им. Солженицына и занимается возвращением наследия русской эмиграции.
Он является составителем многих книг, автором многочисленных статей, посвященных наследию российского изгнания.
Он записал и выпустил несколько дисков своих песен, в своем большинстве также посвященных теме русского зарубежья.

Рада Малиев
«Пражский телеграф»