Леонид Малев: «Мы в Чехии своими концертами укрепляем здоровье нации и повышаем экономический уровень»

alexandrovci

Накануне Дня защитника Отечества редакция «Пражского телеграфа» не могла опубликовать классическое интервью со звездой. Сегодняшний герой рубрики «В гостях у Праги» — человек военный. В то же время, он не чужд шоу-бизнесу, любая эстрадная звезда любой страны мира посчитает за честь выступить в сопровождении коллектива, который он возглавляет.  

Полковник российской армии Леонид Малев уже на протяжении почти десяти лет руководит Академическим ансамблем песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, который с феноменальным успехом гастролирует по всему миру. С Леонидом Малевым во время выступления «александровцев» в Праге встретилась шеф-редактор «Пражского телеграфа» Наталья Судленкова.  

«Александровцы» дают концерты в Чехии практически каждый год на протяжении уже нескольких лет. И всё время с полными до отказа залами. А программа меняется?
Безусловно. Иначе зрители не ходили бы постоянно на наши концерты.

И кто придумывает программу?
Во-первых, придумывает сама жизнь, она требует новизны, и мы не можем стоять на месте. Придумываю я, художественный совет, придумывают иногда и те, кто нас приглашает. Но мы не можем отказаться от того, что является классикой. Кстати, мы бы могли и не исполнять некоторые музыкальные сочинения, но принимающая сторона, сами зрители просто требуют, например: «Нам в обязательном порядке нужна «Калинка»!». Это как раз тот напиток, который всегда человек хочет пробовать. Можно многое менять в программе, но что-то должно оставаться неизменным.

В программе этого года завершающим номером концерта была песня «Карнавал», которую написал Карел Свобода и исполнял Карел Готт. Вы сделали из эстрадного хита фантастический фейерверк музыки, танца, хора. Невероятно жизнеутверждающий финал получился!
Мы придумали такой финал, чтобы было красиво и хорошо, и костюмы подобрали, и танец, и молодёжь, дали немножко другую музыкальную трактовку этому сочинению, и людям очень радостно. Мы иногда шутим, что своими концертами в Чехии делаем две полезные вещи для страны: укрепляем здоровье нации и повышаем экономику страны.

Каким образом?
Люди приходят домой после концерты радостными, звонят своим друзьям, рассказывают об этом, делятся своей радостью дома. У них улучшается настроение, и они в этом хорошем настроение пребывают. А это означает хорошее здоровье. Потом они идут на работу и лучше работают, потому что у них хорошее настроение, значит, экономика страны тоже укрепляется.

Одна из чешских газет после концерта «Александровцев» написала, что искусство было и остаётся главной экспортной составляющей России. Согласны с тем, что ваш коллектив и его творчество — это экспортная позиция?  
Нет, это не экспорт, это сближение народов посредством культуры. Каждый год наши выступления носят несколько иной характер. В 2010-м году, когда отмечалось 65-летие  победы во Второй мировой войне, победы над фашизмом, такие песни, как «Смуглянка», «Священная война», «День Победы» напомнили о том, насколько тяжёлым было время войны, была коричневая чума, и все народы Европы освободились от неё благодаря Красной армии. И сегодня эти песни ещё раз напоминают гражданам этих государств, как добывалась победа в мае 1945-ого года.

Многие из зрителей среднего и старшего возраста на концертах в Чехии подпевали «Александровцам», они хорошо знают эти песни. Но как на них реагирует молодёжь?  
На наших концертах всегда очень много молодых людей. И вот в чём секрет: молодые люди прекрасно понимают, где артисты поют под фонограмму, а где — живой звук. У нас только живой звук, и он всегда всем симпатичен, всем нравится. И конечно, молодёжи тоже было бы важно знать, что это за песня, о чём. Мы рассказываем им через песни о том, как была достигнута победа в этой войне, о том, что мы принесли свободу в 1945-м году.

А есть конкурс в Ваш коллектив?
Конечно!

Большой?
По крайней мере, свободных мест сейчас нет. Мне трудно сказать, каков конкурс в наш коллектив, он каждый раз меняется.

А как Вы находите новых людей?
Если у нас каким-то образом образуется вакансия, то мы даём объявления, потом приходят люди, их прослушивает худсовет. Затем у них проходит испытательный срок, и если артист вписывается в коллектив, то потом его ждёт работа в ансамбле.

Каковы критерии отбора в хор? Это всё же не солисты. Солист может позволить себе роскошь иметь отвратительный характер, а человек в хоре себе такого позволить не может. Допустим, у него прекрасный голос, но невыносимый характер, и он не вписывается как личность в коллектив. Как быть?
Мы понимаем, что с психологической точки зрения есть личности, которые приносят дискомфорт в окружающую их среду. У нас не может быть такого, чтобы кто-то шёл в одну сторону, а все остальные — в другую. Если случается такое, что сначала беседуем с человеком, а если он не понимает чего-то, то принимаем меры, чтобы этот человек больше не работал у нас.

То есть, психологическая совместимость с коллективом — это тоже критерий? Тем не менее, наводите ли вы справки о новом участнике коллектива?
Прежде чем принять человека на работу, мы организуем прослушивание для хора или  оркестра, просмотр для балета. И, конечно, мы, как правило, наводим справки по предыдущему месту работы данного человека, по месту учёбы, вплоть до того, что мы интересуемся, как он учился в школе и консерватории. Для нас важно,  какое мнение о нём сложилось там, где он работал. Если, к примеру, в возрасте тридцати лет у него уже было восемь мест работы, то можно предположить, что он не уживается в коллективе. Для нас это сигнал, что надо обратить на него более пристальное внимание. Вся наша жизнь — это постоянные переезды, и если у человека сложный характер, то наши ребята сами нам это  подсказывают, и мы такого участника просим перейти в другой коллектив.

Солисты «Александровцев» — это своеобразный феномен. Вы их сразу принимаете на работу как солистов или выращиваете в своём коллективе?
Как правило, наших солистов мы выращиваем сами. У нас есть очень талантливые и способные и музыканты, и певцы. Пока он поёт в хоре, ему хормейстер даёт задание  разучить сочинение, а потом он пробует его исполнить перед всеми. Но бывает и такое, что  мы берём солистов со стороны.

Те кто поёт в хоре, это военнослужащие? У них и выслуга лет идёт?
У нас смешанный состав, есть и военнослужащие, есть и гражданский персонал вооружённых сил РФ. Выслуга и всё остальное — сугубо в соответствии с законом.

 

Продолжение следует…