Осечка кольта: как легендарный оружейный бренд «сдался» чехам

Pistolet Colt M 1911 Avtor Anatoly Vartanov

Кольт без преувеличения можно назвать частью американской истории: первый в мире капсюльный револьвер – Colt Paterson; легендарное оружие Дикого Запада – Colt Model 1873 «Миротворец»; «ревущие двадцатые» – полицейский револьвер Colt Detective Special. Вьетнамская война – винтовка М16, которую тоже выпускала компания Colt. Наконец, пистолет Colt M1911, стоявший на вооружении армии США 80 лет – с 1911 года по 1991-й.

И вот недавно известнейший оружейный бренд вместе с компанией Colt’s Manufacturing Company LLC (СМС) и ее канадской «дочкой» Colt Canada Corporation приобрел чешский оружейный концерн Ceska zbrojovka Group (CZG). «Профиль» выяснил, что же стало с «американской легендой».

 

Безнадежно устарел

По официальному сообщению CZG, сумма сделки составила $220 млн, плюс после ее завершения бывший владелец Colt получит около 1,1 млн акций чешской компании. Еще столько же ему достанется, если будут выполнены плановые финансовые показатели на 2021–2023 годы.

Комментируя покупку, глава CZG Любомир Коваржик, как водится, сказал вежливые слова про «культовый бренд», эталон военного и коммерческого оружия, о гордости от приобретения компании, которая больше 175 лет «стояла плечом к плечу с армией США».

К сожалению, на сегодняшний день у Colt’s Manufacturing только и осталось ее культовое имя, а все остальное, увы, стало историей. К моменту продажи компания успела проиграть контракты на военные поставки своим конкурентам, позиции на гражданском рынке не просто сдала, а буквально слила и, наконец, объявила себя банкротом.

«“Кольт” долго и тщательно копал себе могилу аж со второй половины 80-х годов, – так прокомментировал ситуацию историк оружия Максим Попенкер. – У компании был длиннющий хвост из стратегических ошибок и принципиальная неспособность вывести на рынок хоть какой-то внятный продукт».

Последней большой удачей американской компании можно считать приобретение у малоизвестной фирмы ArmaLite прав на винтовку AR15, которую армия США в 1961 году приняла на вооружение под обозначением М16. Плюс на вооружении военных с начала прошлого столетия стоял пистолет Colt М1911. А вот на гражданском рынке во второй половине ХХ века дела шли все хуже и хуже. Виной тому слишком консервативная продуктовая линейка СМС, состоявшая из револьверов и все того же М1911. Оружие, безусловно, заслуженное, но для 1970–1980-х морально устаревшее. Судите сами: магазин всего на семь патронов, ударно-спусковой механизм (УСМ) одинарного действия, т.е. для первого выстрела необходимо вручную взвести курок.

Дело в том, что Европе еще в 1935 году появился новый Browning High-Power (НР) с двухрядным магазином на 13 патронов и УСМ двойного действия – курок взводится нажатием на спуск, как у револьвера. После Второй мировой войны НР задал тренд в развитии современных пистолетов. High-Power приняли на вооружение силовые структуры несколько десятков стран, его выпускали по лицензии, копировали.

В 1976-м появился новый герой – чешский пистолет CZ75 от CZG. Он являл собой удачное развитие концепции Browning High-Power и изначально «затачивался» под экспорт в капстраны. В государствах Варшавского договора CZ75 распространения не получил, зато на Западе действительно «взлетел» и стал объектом для многочисленных подражаний. CZ75 скопировала (по лицензии) итальянская Fratelli Tanfoglio, выпускающая гражданское оружие класса hi-end. Швейцарская Sphinx Systens стала делать на базе чеха дорогущие Sphinx АТ-2000 и Sphinx 3000. Можно еще вспомнить израильтян, турков. Даже китайцы выпустили свой «CZ». Без всяких лицензий, разумеется.

Наконец, в начале 1980-х появился австрийский Glock17 с пластиковой рамкой и самовзводным ударниковым УСМ. Простой, очень надежный и одновременно дешевый. На рубеже веков эта система буквально взорвала пистолетный рынок.

На фоне всех этих новшеств ассортимент Colt выглядел откровенно ретроградным. Верность традициям – это, конечно, неплохо, но набор револьверов и пистолет М1911 могли позиционироваться исключительно как винтаж и «милое ретро». Кому-то такое, безусловно, «зайдет», но массовых продаж не сделаешь. Самое обидное, что платформа Colt M1911 по-прежнему востребована: многие компании на ее базе выпускают современные коммерчески успешные модели для гражданского рынка и силовиков. Например, пистолеты STI, очень популярные у топовых практических стрелков, – это не что иное, как современные клоны М1911.

Прощай, армия

В 1977 году военное руководство Соединенных Штатов решило, что пора бы заменить «старичка» М1911 чем-то более свежим, и объявило конкурс на новый армейский пистолет. СМС представила на него свой Colt SSP (Stainless Steel Pistol), который разрабатывался еще на рубеже 60–70 годов. Пистолет соответствовал формальным требованиям: имел магазин на 15 патронов калибра 9 mm Luger, УСМ двойного действия и т.д. Однако на испытаниях SSP показал себя не лучшим образом и сошел с дистанции, а победителем тендера стала итальянская Beretta 92F, которую и приняли на вооружение в 1985 году.

Беда, как говорится, не приходит одна. Со второй половины 1980-х Colt’s Manufacturing Company стало лихорадить от проблем с трудовым коллективом, вернее, с профсоюзом. Дело в том, что производство компании расположено в городе Хортфорд, штат Коннектикут, где законодательно очень сильны позиции профсоюзов. Работники стали давить на владельцев – требовать повышения зарплат, улучшения условий труда, начались забастовки, в ответ нанимались штрейкбрехеры… Следствием этого противостояния, по словам Максима Попенкера, стало удорожание производства при одновременном (и весьма серьезном) падении качества продукции.

В 1988 году СМС получает новый удар – проигрывает очередной контракт на поставки винтовок М16 для армии представительству бельгийской компании FN Herstal.

По американским законам, поставщиком вооруженных сил может стать любая компания, имеющая производственную площадку на территории Штатов. Чтобы обеспечить равный доступ к конкурсу, правительство США выкупило у «Кольта» права и техдокументацию на AR15/М16 и выложило ее в открытый доступ (поэтому оружие на AR-платформе делают все кому не лень).

Бельгийцы же к этому моменту имели в Америке отлаженное производство, где выпускали пулеметы М240 (клон FN MAG), а позже и М249 (вариант FN Minimi). Так что FN предложила лучшие условия, убедила американские власти, что на ее заводе проблем с профсоюзами и забастовок точно не будет, и в 1988 году оторвала у Colt’s Manufacturing большой и «вкусный» контракт.

На «гражданке» СМС по-прежнему пыталась «ретроградить», предлагая современные клоны легендарного «Миротворца» образца 1873 года или возобновив в 2020 выпуск револьвера Colt Python («Кольт Питон») образца 1955 года. Последний иногда называют «Роллс-Ройсом» среди револьверов – качественно, дорого, красиво и мощно. Но, как заметил Максим Попенкер, «сейчас револьвер класса hi-end – это продукция очень нишевая, ее не продашь сотнями тысяч, а тем более миллионами, как Glock».

Нет, разумеется, руководство компании предпринимало попытки вывести на рынок что-нибудь в духе времени. Были пистолеты Colt Double Eagle (1990 год), и All American 2000 (1991 год). Но проекты оказались коммерчески неудачными: дизайн так себе (для гражданского рынка это очень важно), конструкция сыровата, качество средненькое. В итоге через пару лет пистолеты сняли с производства.

Какое-то время палочкой-выручалочкой для Colt’s Manufacturing был карабин М4 – укороченная версия винтовки М16А2. Сегодня он принят армией США в качестве основного стрелкового оружия. Несколько лет компания ухитрялась сохранять эксклюзивные права на эту систему, но затем, в соответствии с американским законодательством, конструкция М4 стала общедоступной, и повторилась история М16 – в 2013 году контракт на поставки карабинов увела бельгийская FN Herstal. Промаявшись еще пару лет, Colt’s Manufacturing Company в июне 2015 года объявила о своем банкротстве.

Здравствуй, новый хозяин

Теперь о чехах. Ceska zbrojovka Group зарекомендовала себя надежным производителем, умеющим работать на разных рынках. Сам факт, что Чехословакия, будучи страной Восточного блока, смогла реализовать крайне успешный коммерческий проект (CZ75) на Западе, много о чем говорит. Второй момент – со времени вывода CZ75 маркетологи компании держали руку на пульсе и строго следовали веяниям оружейной моды: регулярно обновляли линейку 75-х, играя с дизайном, калибрами; специально для стрелков-спортсменов выпустили версию CZ 75 SP-01 Shadow и CZ Sadow2 с улучшенной эргономикой.

Когда пошла мода на пластик, чехи сделали пистолет с полимерной рамкой CZ G 2000 (1999 год). Мир сходит с ума по глоку? Хорошо, на выставке Shot Show 2017 в Лас-Вегасе американское подразделение CZG представило «глокоид» (пистолет «под Glock») CZ P-10 C также c полимерной рамкой и ударниковым УСМ. Наблюдатели отмечали высокое качество и хорошую эргономику оружия, а цена была на $100–150 ниже, чем у австрийского конкурента.

Помимо пистолетов Ceska zbrojovka делает автоматы CZ 806 Bren 2 в разных калибрах. Оружие имеет современную эргономику и дизайн в стиле бельгийской FN SCAR и с разным успехом используется чешской армией и силовыми структурами некоторых других стран. В 2018 году несколько десятков Bren 2 под патрон 7,62х39 закупило французское спецподразделение по борьбе с терроризмом GIGN. Есть еще спортивное и охотничье оружие.

Надо заметить, что Colt’s Manufacturing Company – не первое приобретение чешского концерна в Америке. Еще в 2005 году CZG стала владельцем известной оружейной компании Dan Wesson Firearms. Сегодня это вполне успешный производитель клонов М1911.

«По большому счету, легенда “Кольта” никуда не делась. Все, что нужно, – это увести производство с исторической родины, – рассуждает Максим Попенкер. – Оставить в США музейчик из старых зданий и портретов, а производственные площадки перенести в место с более дешевой рабочей силой, поставить новое оборудование…». Сочетание традиционного ассортимента Colt с новыми продуктами и использование известного бренда способно «выстрелить».

Журнал «Профиль»

https://profile.ru/