Такие разные Вацлавы

vaclav svatoj

Святой Вацлав, чешский князь из рода Пржемысловичей, живший в середине Х века, был одним из первых христианских правителей Чешских земель, и потому издавна изображался как не только как князь-воин, но и как христианин. Хотя, конечно, скульптурные, живописные и иные портреты святого покровителя Чехии с веками менялись в зависимости от моды, художественных веяний и политических настроений. В каком же облике представал св. Вацлав в разные эпохи?

От средневековья до барокко

Самое древнее изображение св. Вацлава можно увидеть в Гумпольдовой рукописи, его портрет встречается также на серебряных монетах, сургучных печатях чешских монархов и миниатюрах в рукописях романского периода XI-XII веков.

В замке Карлштейн, построенном в эпоху Карла IV, можно увидеть роспись, посвященную жизни св. Вацлава. Она находится на стенах лестницы, ведущей в часовню св. Креста. Во времена поздней ягеллонской готики князь изображался в доспехах крестоносца – таким мы увидим его на стенах часовни св. Вацлава в соборе св. Вита в Праге.

На ренессансных картинах и фресках Вацлав обычно облачен в кирасу или выступает в светском костюме того времени – таким его отобразил, к примеру, знаменитый художник, подписывавшийся монограммой IW, ученик Лукаса Кранаха Старшего.

Самые известные барочные «портреты» Вацлава принадлежат кисти Карла Шкреты. Житие святого работы Шкреты можно видеть в люнетах костела монастыря августинцев в Здеразе на территории нынешней Праги 2. К тому же периоду относятся скульптуры св. Вацлава на чумных столбах, наиболее известная – на Малостранской площади в Праге (1714).

В XIX веке культ св. Вацлава стал одной из главных тем чешского национального возрождения. Именно тогда появилась скульптура, которую хорошо знают не только пражане, но и все туристы, когда-либо посетившие чешскую столицу — конная статуя работы Йозефа Вацлава Мыслбека. Подробнее об этой скульптурной группе рассказал гид Дмитрий Выдрин (организация In_prague_veritas):

— Святой Вацлав изображен вместе с другими чешскими святыми: святым Войтехом, святым Прокопом, святой Людмилой и святой Анежкой. Торжественное открытие памятника состоялось в 1913 году. Он заменил конную статую св. Вацлава, созданную около 1650 года скульптором Яном Иржи Бендлом, которая была перенесена в лапидарий Национального музея; ее копию сегодня можно увидеть в парке на Вышеграде.

А можно и по-другому

Князь Вацлав является главным покровителем Чешских земель, а потому его изображения обычно торжественны и серьезны. Обычно — но далеко не всегда. Рассказывает Дмитрий Выдрин:

— Нетрадиционный характер отличает скульптуру, прославляющую князя Вацлава как покровителя виноградарства: он, как простой винодел, топчет ногами гроздья винограда в огромной бочке, при этом сам, похоже, слегка навеселе. Автором является Ян Брокофф, скульптор, работавший на рубеже XVII – XVIII веков. Сегодня статуя находится во дворе пражского иезуитского конвикта в Праге.

Полюбоваться на Вацлава-всадника можно не только в центре чешской столицы, но и по всей стране каждый день — достаточно заглянуть в собственный кошелек:

— Святой Вацлав на коне изображен на монетах в двадцать крон. Их начались чеканить в 1993 году в Гамбурге, а спустя два года – Чешском национальном монетном дворе. Монета создана по эскизу академического скульптора Владимира Оппла.

Самым известным нетрадиционным памятником св. Вацлаву является, несомненно, скульптура, изображающая князя, сидящего на брюхе своего мертвого коня, подвешенного за ноги. О том, кто и зачем «подвесил» святого вместе с его конем, рассказал экскурсовод Дмитрий Выдрин:

— Автором этого произведения является современный чешский художник и скульптор Давид Черны, эпатажные работы которого нередко вызывают резкую критику, но некоторые из них со временем становятся достопримечательностями. По словам художника, скульптура отражает его ироничное отношение к тому пиетету, с которым чехи относятся к памятнику на Вацлавской площади. Первоначально работа Давида Черного располагалась в нижней части площади, прямо напротив памятника Мыслбека, однако она вызывала слишком много споров, и ее переместили в пассаж «Луцерна», где она находится и по сей день.

Radio Prague International