«Непотопляемый» ров
С тех давних пор, что Старый город был обнесён стеной, а это было при короле Вацлаве I в 1235 г., здесь был ров. Возле стены толщиной в 2 м, высотой в 10-12 м был вырыт нешуточный ров — 10 м в ширину и 8 м в глубину. Таким образом, город стоял на острове, вход на который был возможен через несколько башен, многие из которых сохранились до наших дней. Ров тёк из Влтавы во Влтаву, к водам реки добавлялись ручейки, стекавшие с Виноград и Панкраца.
Однако уже в 15-м веке делаются первые попытки стены снести, а ров закопать. В связи с основанием Нового города в 1367 г. Карл IV приказал убрать укрепления, и его летописец записал, что приказание императора было выполнено.
Однако в жизни всё было иначе. Горожане так дорожили своими привилегиями, одной из важнейших из которых было право иметь крепостные стены, что не спешили сносить укрепления. Ров и стены выдержали ещё две попытки ликвидации: при гуситах в 1421-1424 г.г. и в 1518-1528 г г.
Окончательно ров был засыпан только в 1760 г., а образовавшаяся улица получила своё теперешнее название. Ещё сто лет название это пытались изменить: была здесь липовая аллея, поэтому назвали улице В аллеях. Потом здесь обосновался граф Коловрат, который много сделал для создания Национального музея, и улицу стали называть Коловратовой. Но старый ров как всегда одержал победу: в 1870 г. улицу окончательно назвали На Пржикопе (Na Přikopě).
Кипучая жизнь
Как засыпали ров, так пошло-поехало. В самом прямом смысле. Улица получилась довольно широкой для старого городского центра, и движение на ней всегда было очень интенсивным. В 1875 г. здесь прошла первая линия конки, которая в 1899 г. была электрифицирована и стала полноценной трамвайной линией.
В 1919 г. перекрёсток На пржикопе — Мустек стал первым, где стоял регулировщик, а в 1927 г. здесь появился второй в городе светофор. В советское время улица была известна своими пробками, пока в середине 80-х годов благодаря постройке метро, полностью копирующего улицу под землей, её не превратили в пешую зону.
Издавна улицу облюбовали банки. Здесь был Земский банк, который теперь называется Живностенским. Начинается улица помпезным зданием Чешского национального банка. Еще одна достопримечательность — «Славянский дом» (№22), бывший Пржиховский дворец, который стал кинотеатром после Второй мировой, а до этого славянским совсем не был, потому что был местом встреч живущих в Праге немцев.
На месте ещё одного банка под названием Union (№19-21) долгое время в улице зияла «дыра». Здание банка было снесено в 1926 г., а новое появилось там лишь в 1996 г.. Проем получил название «Мысльбек», потому что там с 30-е по 50-е годы находился павильон художественного содружества с таким названием. Рядом был разбит парк. С изменениями в экономике после 1989 г. земля на такой улице стала золотой, и город долго не мог решить, какому проекту застройки отдать предпочтение. В конце концов, проёмом завладели французы: Французский депозитный банк построил там современный торговый и офисный центр «Мысльбек» (Myslbek).
Светлана Марченко
«Пражский телеграф»