Хлестаков и политические бури

Фейерверк из коррупционных скандалов, эксцессов и грубых оскорблений политиков настолько заполонил первые страницы чешских газет и новостные телевизионные передачи, что на привычные для традиционно мёртвого для СМИ летнего периода сенсационные и пикантные материалы места не остаётся даже в самом скандальном бульварном издании.
Женщины в салонах красоты и мужчины за кружкой пива уже больше не обсуждают ни то, как в Адриатическом море акулы сожрали чешских учительниц, ни сексуальные приключения звёзд. Все только и удивляются высокомерию и глупости своих избранников, чьи взяточнические аферы до боли напоминают гротескные сцены подкупа Хлестакова из гоголевского «Ревизора».
Первый гром чешской летней политбури прогремел при провале коррупционных практик гетмана Центральной Чехии Давида Рата, депутата от оппозиционной Чешской социально-демократической партии. Его задержание с семью миллионами крон в коробке из-под вина стало поводом для появления такого множества политических анекдотов, какого чешская общественность не видала со времён смены режима в ноябре 1989 года.
Следующей у позорного столба оказалась бывший министр обороны Власта Парканова, представитель государственной партии TOP 09, против которой отдел полиции по борьбе с коррупцией возбудил уголовное дело по подозрению в коррупции при покупке военно-транспортных самолётов CASA. Парламент лишил её депутатской неприкосновенности, при этом голосованию предшествовали громкие дебаты, в которых впервые полностью проявилась нервозность духовного лидера современного правительства и главного зачинщика противоречивых реформ министра финансов ЧР Мирослава Калоусека.
Министр Калоусек, бесславно известный своей руганью, высокомерием и бесконечными оплеухами в адрес оппонентов, не дал общественному вниманию уйти от своей персоны далеко, вскоре став героем истории с угрожающими звонками следователям и начальнику полиции с требованием не копаться в правительственных делах.
Так что громы и молнии непривычно сильных летних гроз стали красноречивой метафорой того, что происходит на чешском политическом небе. Пока правители ругаются, обвиняя друг друга во всевозможных подлостях, у равнодушной прежде толпы захватывает дух и открываются глаза.
Остаётся вопросом, правда ли, что действительно начался бой за очищение общества (а прежде всего тех, кто им управляет) или это всего лишь липовая игра, цель которой та же, что у дымовой завесы – отвести внимание общества от скандала намного более глубокого и намного более серьёзного — черпания денег из государственной кассы.
Пока парламент укрыт за туманом скандалов, в тишине принят голосованием беспрецедентный закон о церковных реституциях и повышении НДС. Эта игра касается уже не десятков миллионов и миллиардов, как в случае питающих СМИ дел, упомянутых выше, а сумм на порядок выше. Всё более запутанным чешским гражданам грозит остаться стоять с открытыми ртами – в точности как чиновники бесславно известного губернского города Н., когда выйдет на поверхность то, что Хлестаков ревизором не был, а настоящий ревизор поселился как раз в местном трактире.

 

Комментатор Ондрей Мразек, специально для ПТ
«Пражский телаграф»