Семнадцать мгновений лета 2010 г.

Разыгрывая карту российского шпиона, чешская военная разведка могла прикрывать свой провал. У него простое русское имя Роберт Рахарджо и не менее простая профессия – российский агент. На протяжении пяти лет Роберт Рахарджо регулярно встречался с сотрудницей аппарата Генерального штаба армии ЧР.

За время их знакомства майор Владимира Одегналова успела поруководить аппаратом Франтишка Грабала, начальника военной канцелярии президента ЧР, Йозефа Седлака, военного представителя ЧР при Высшем командовании НАТО в Европе и Йозефа Прокша, первого заместителя начальника Генерального штаба вооружённых сил ЧР, пишет «Пражский телеграф».

Раскрытая военной разведкой ЧР история нежной дружбы российского агента и чешской военнослужащей имела неожиданный финал. Роберт Рахарджо скрылся в России, а трое генералов и симпатичная майор были уволены из армии.

Зато осталась масса вопросов. И первый – зачем разведке надо было ждать пять лет, если российкий шпион у них на глазах обхаживал лицо, максимальное приближенное к носителям главных военных секретов ЧР? Второй — почему российскому агенту дали возможность без проблем покинуть территорию Чехии? И третий – почему вся эта история всплыла только сейчас?

У „ПТ» есть своя версия, по поводу которой мы проконсультировались с экспертами в области разведки. По их предположениям, история с российским агентом была призвана отвлечь внимание от реально скандального провала военной разведки ЧР, которая добровольно, радостно и собственноручно передала для обнародования в интернете список агентов и сотрудников, среди которых было почти четыре сотни действующих.

Сестра, скажи мне имя, сестра!

Военная разведка была обязана передать списки агентов, работавших в этой структуре до 1989 г., Институту по изучению тоталитарных режимов. Ранее аналогичные списки передала Институту и Служба безопасности и информации ЧР. Институт, согласно закона, опубликовал имена и фамилии бывших сотрудников спецслужб на своих интернет-страницах. Но военная разведка выплеснула с водой и ребёнка. В опубликованных списках оказались фамилии 380 человек, которые после 1989 г. продолжили службу на благо ЧР. О размерах скандала можно судить уже по тому, что один из сотрудников посольства ЧР в Македонии, чья фамилия также была обнародована, был вынужден немедленно вернуться из Скопье в Прагу. Списки были общедоступны на протяжении почти трёх месяцев.

Среди раскрытых агентов оказался и Франтишек Масопуст, бывший поверенный в делах Чехии в России и нынешний исполнительный директор Палаты по связям со странами СНГ. Масопуст был реально раздосадован действиями своих коллег. „Оскорбляет ли это меня или злит? Это слабые слова. В нормальном государстве такого не могло бы случиться», — заявил Масопуст газете MF Dnes. Комментируя ситуацию для „Пражского телеграфа», он подчеркнул: „Для меня этот вопрос закрыт, я давно расстался со службой, не хочу говорить об этом».

Впрочем, ситуация у Франтишка Масопуста далеко не самая худшая. В странах бывшего СССР, с которыми он работает, принадлежность к разведке является лучшей рекомендацией для совместного бизнеса, а вовсе не клеймом.

Оксана Барон