Политическая элита молодой Чехословакии

1918 Praha Narodni divadlo Политическая элита молодой Чехословакии
Было солнечное утро 28 октября 1918 года, когда на дверях чешского еженедельника «Народная политика» появилось объявление «Перемирие». Для чешского народа это стало толчком к проведению демонстрации на Вацлавской площади. Долгожданное освобождение от австрийского ига стало, наконец, возможным.

Осторожные шаги к переменам

Первая мировая война изначально не была поводом для организации движения сопротивления в Австро-Венгерской империи. Чешские и словацкие эмигранты, жившие в США, первое соглашение сторонников сопротивления подписали 25 октября 1915 года. Тогда шла речь о федеративном союзе государств, и только 10 мая 1918 года в Питтсбурге было запланировано создание единого независимого государства с автономией Словакии. Документ был подписан Томашом Гарригом Масариком. Тогда ещё никто не знал, что он будет первым президентом Чехословакии.

C 1915 Томаш Масарик участвовал и в подпольной организации Maffie (Движение за независимость Чехословакии). Это была группа молодых единомышленников, в которую входили, в частности, доцент социологии Эдвард Бенеш, адвокат Пршемысл Шамал и один из основателей спортивно-патриотической организации «Сокол» Йозеф Шейнер. Томаш Масарик был к тому же депутатом австрийского рейхстага вместе с членом аграрной партии Йозефом Дюрихом. Во время войны оба уехали из страны, а в Париже вместе с присоединившимися к ним словацким астрономом Миланом Штефаником и выше упомянутым Эдвардом Бенешом в 1915 году создали новую организацию сопротивления.

Могла быть и монархия

Не так уж много людей решили использовать приближающийся распад Австро-Венгрии, чтобы реализовать карьеру политика. Самым популярным в то время чешским политиком, без сомнения, был Карел Крамарж – впоследствии ставший премьер-министром Чехословакии. От него, кстати, исходила идея сохранить Чехословакию как монархию. В качестве монарха он предлагал кандидатуру одного из… Романовых. Эта идея единомышленниками отвергалась, поскольку в таком случае Чехословакия могла бы стать частью России. На республиканском устройстве нового государства настаивал Томаш Масарик, который находился под влиянием американского президента Вильсона и пользовался его поддержкой.

Ещё в октябре 1918 г. не было точно известно, чтó может быть построено на месте австро-венгерских «развалин». Венгрия была не против присоединения к себе Словакии, немцы претендовали на судетские области… Удивительно, что самыми активными оказались жители города Писек, которые за две недели до официального объявления независимости – 14 октября – стали действовать самостоятельно, отказываясь подчиняться приказам отправлять продовольствие на фронт для воинов австро-венгерской империи. Люди, организовавшие стихийное движение сопротивления, были быстро подавлены имперскими войсками.

Пять мужчин и день 28 октября

Всего пять человек провозгласили 28 октября независимость Чехословакии и оказались впоследствии в правительстве, сформированном Карелом Крамаржом во главе с президентом Томашом Масариком, который в Прагу приехал 21 декабря.

«Господа, нужно безотлагательно действовать», – призывал единомышленников ранним утром 28 октября Антонин Швегла (1873-1933). Это был председатель аграрной партии, пользовавшийся большой популярностью у жителей сельских районов. «Провинциалы – одна семья» – лозунг Швеглы, который сделал его известным там, где о политике и не задумывались. В правительстве молодой республики его популярность постоянно росла. Он был убеждён, что демократия – это напряжённая работа, уступки, коалиции, компромиссы. На работу Швегла приходил ранним утром, а уезжал поздно вечером, отстаивая интересы сельского населения. Говорят, уже на посту главы правительства зарплату он складывал в ящик своего стола, так как времени тратить её у него практически не было. В 1928 году из-за болезни он был вынужден уйти с поста.

Алоис Рашин (1867-1923) – создатель первого закона о возникновении новой республики, национал-демократ, осуждённый Габсбургами к смертной казни, но попавший под амнистию Карла I. В первом правительстве Чехословакии – министр финансов, ставший жертвой покушения возле своего дома на улице Житна в Праге. Известен как человек, призывавший к жёсткой экономии, отстаивал усиление национальной валюты.

Франтишек Соукуп (1871-1940) – был одним из организаторов переворота 28 октября. Вместе со Швеглой противостоял вывозу продовольствия из Чехии на фронт для австро-венгерской армии. После образования республики занимал пост министра юстиции, до 1939 года был избран в Сенат несколько раз, пользовался неизменной популярностью. С первых дней немецкой оккупации был арестован гестаповцами. Первый срок закончился, за ним сразу последовал другой, на несколько месяцев. Был освобождён, но здоровье было подорвано.

Вавро Шробар (1867-1950) – доктор и политик, активный участник движения сопротивления в годы Первой мировой войны. В результате образования молодого самостоятельного государства получил, как он сам говорил, неблагодарную должность в правительстве по управлению Словакией. Он представлял интересы словаков в правительстве, из-за чего часто оказывался между двух огней. В годы Второй мировой войны стоял во главе немногочисленной группы антифашистского сопротивления, поддерживая политику Эдварда Бенеша.

Йиржи Стршибрны (1880-1955) в политику пришёл самым молодым, его активность вызвала уважение у единомышленников. Политик, журналист открыто выступал против монархии, за что был осуждён и отбывал срок. Стршибрны вёл переговоры с войсками империи, убеждая их не выступать против народных демонстраций 28 октября. В созданном правительстве он занимал пост министра почты и телеграфа. В 1926 году вынужден был оставить политику из-за афёр своего брата, банкира. В годы Второй мировой войны в его газете вышло поздравление фюреру. После победы над нацистами Стршибрны осуждён и приговорён к пожизненному заключению. Он так и дождался амнистии от Антонина Запотоцкого и умер в тюрьме.

Ирина Кудимова

«Пражский телеграф»