Чешская крона: история и современность

Чехия – одна их немногих стран Евросоюза, которая до сих пор не собирается вводить в оборот евро. Да и как отказаться от монет и банкнот, на которых отражена вся история становления республики?

Доллар и репа

Первые деньги на землях Богемии появились в 120 г до н.э., когда жившее в окрестностях Праги племя бойев стало чеканить монеты из золота. После них были динары, гроши, дукаты, флорины и толары – предшественники современного доллара США, как считают историки. Крона вошла в оборот только в конце 19 века.

В 1918 году произошёл распад Австро-Венгрии, и появилась Чехословакия. Некоторое время после этого события ещё пользовались австро-венгерскими кронами, просто наклеивая на них гербовую марку Чехословакии. Однако приобретение независимости обязывало к введению новой денежной системы, и с 25 февраля 1919 года по приказу министра финансов Алоиса Рашина чехословацкая крона стала официальной валютой. Какие только названия не предлагались для новых денег: лев, денар, сокол, гривна, франк, «рашин» (в честь министра), «кане» (филин) и даже «ржепа» (репа)! К 1924 году страсти поутихли, и в народе решили: пусть остаётся крона.
Типографии, не будучи готовыми к такой реформе, отпечатали качественно только купюры номиналом в 1000 и 5000, остальные печатали книжной печатью на простой бумаге, обеспечив раздолье для мошенников и аферистов. В жаргоне коллекционеров существует термин «муховка» — так называли как раз банкноты 1919 года, автором дизайна которых был Альфонс Муха. Среди них – банкнота в 5000 крон, редкость, которую оценивают в полмиллиона нынешних крон. В мире таких существует всего 27 штук. Художник в прямом смысле слова вложил в работу всю душу: изобразил на купюрах свою дочь и жену, а в оформлении банкноты в 50 крон 1923 года использовал знаки общества масонов – своё пристрастие. Подобных «отметин» не нашли больше ни на одной банкноте. Благодаря другому мастеру, Максимилиану Швабинскому, чешская банкнота 1934 года в 1000 крон получила признание на Международной художественной и технической выставке в Париже в 1937 году. Надо сказать, что именно банкнота в 1000 крон из века в век собирает лавры: её считают самой распространённой, а в 2008 году выбрали ещё и самой лучшей банкнотой в мире – по качеству охранных знаков.

Во времена немецкого протектората денежная система Богемии превратилась в хаос: расплачивались всем, что было в ходу, т.е. рейхсмарками, кронами Протектората, словацкими кронами, купонами в кронах, венгерскими пенге. На протекторатных купюрах появились образы рыцаря Брунцвика с Карлова моста и Святого Вацлава, славянские лица сменили гордые профили арийцев. Сразу после освобождения в ходу были и военные марки армий союзников. Хаос закончился в 1945 году, когда из Англии привезли партию денег, выпущенных в эмиграции правительством Эдварда Бенеша. Они продержались в обороте три года.

Опять власть меняется!

В феврале 1948 года к власти пришли коммунисты. Все средства и силы были брошены на становление тяжёлой промышленности, и казна мгновенно опустела. Принятие решения о денежной реформе и его реализация проводились почти подпольно в Москве. Деньги печатались там же, наспех, методом офсетной печати. От роскошных «муховок» в стиле модерн не осталось и следа, вместо них появились блёклые банкноты с изображениями рабочих и крестьян – дань революции. В оформлении денег принимали участие Бедржих Фойташек и Йиндра Шмид, чешские художники и гравёры.

В восьмидесятые годы система денег снова претерпела изменения. 1 октября 1988 года был выпущен последний «вестник социализма»: банкнота в 100 крон с изображением Клемента Готвальда. Но уже полтора месяца спустя этого вождя свергли, произошла «бархатная» революция и банкноты срочно изъяли из оборота. Жаль – помимо портрета Готвальда, там была изображена красивая панорама Малой Страны и Пражского Града.

Современная крона

После революции граждане получили право высказаться, кого из известных людей они хотели бы видеть изображённым на денежных купюрах. Так, благодаря влиянию эмансипации на банкнотах появились лица знаменитых женщин: купюру в 500 крон украсил портрет писательницы Божены Немцовой, купюру в 2000 крон – изображение певицы Эммы Дестиновой. Лик святой Анежки Чешской был напечатан на 50-кроновой купюре, которую изъяли из оборота с 1 апреля 2011. Остальные денежные знаки отдали мужчинам: банкноту в 200 крон украшает изображение «учителя народов» Яна Амоса Коменского. На банкноте в 20 крон (ее прекратили выпускать с 1 сентября 2008 года) напечатан портрет короля Пршемысла Отакара I, а 100 крон – императора Карла IV. Банкноту самого крупного номинала (пять тысяч крон) занял первый чехословацкий президент Томаш Гарриг Масарик; лицо Франтишека Палацкого – историка и философа, деятеля Чешского возрождения, можно увидеть на «тысячекроновке». Это последнее поколение банкнот было оформлено судебным экспертом в области нумизматики, специалистом по бумажным денежным знакам Олдржихом Кулганеком.
Традиция, возможно, будет продолжена: после смерти Вацлава Гавела появились предложения выпустить банкноту с его портретом номиналом 10 000 крон.

Нумизматика – удовольствие или бизнес?

Богатое прошлое и частая смена денежной системы делают чешскую крону объектом пристального внимания нумизматов. Магазинов, где можно приобрести монеты и купюры с налетом истории, в Праге несколько, например, на улице Корунни (Aurea, NUMIS)и Нусельска. Хозяин салона NUMIS на Корунни, Ян Прохазка, сам собирательством не занимается, но помогает коллекционерам найти мечту с 2000 года. «У меня бывает 10-15 посетителей ежедневно – это обеспечивает стабильный доход», — говорит он.

Аналогичное слово «прибыль» автор статьи услышала в тот же день на аукционе нумизматики, который проходил в Культурном зале здания Главного вокзала Праги. Такие встречи коллекционеров проводятся здесь раз в месяц. «Нумизматика в наше время – это просто бизнес. Мало людей, которые гоняются годами за древней монетой просто из одержимости», — рассказывает председатель аукциона Зденек Петрань, –тоже коллекционер со стажем. В зале перед нами – ряды столов, на которых разложены тяжёлые альбомы с монетами и купюрами всех времён и народов, за столами идёт оживлённый торг. Обводя рукой зал, продолжает: «Все эти люди просто борются за поднятие себестоимости своей коллекции. Чем дороже и ценней монеты, тем выгоднее их можно продать. А откуда они и кто на них изображен – это уже мало кого волнует». Ценность монет и купюр определяется их количеством на рынке: чем меньше экземпляров, тем дороже они будут. Цена одного и того же геллера 1953 года таким образом может варьироваться от 1 кроны до 300 тысяч. Сам пан Петрань – любитель античности, и к чешским монетам относится спокойно: «С точки зрения художественной ценности есть и более интересные экземпляры». Привожу в пример 20-кроновую купюру 1988 года (она была признана за рубежом самой красивой банкнотой года) — «Ну что же, о вкусах не спорят».

Качество монет и купюр определяется с помощью целого набора таблиц критериев, которыми пользуются специалисты, и просто визуально. Правда, это требует опыта, потому что фальшивомонетчики своё дело знают хорошо, а поскольку поиск нужного кусочка меди, серебра или золота теперь в основном ведётся на просторах Интернета, то возможность обдурить покупателей вырастает в разы. В Сети происходит «круговорот монет в природе»: чешский геллер или крону можно обнаружить в частных коллекциях в России, Соединенных Штатах, Франции, Бельгии… Так покупка монетки или купюры превращается порой в следственный эксперимент. Главное здесь – не забыть в погоне за правдой и прибылью об удовольствии и о том, почему вы начали этим заниматься. О том, что в кусочке металла, который вы держите в руках, заключена история.

Александра Милорадович