Темелинские бега

temelin 2

Начало нового тысячелетия ознаменовалось ренессансом атомной энергетической отрасли в странах Центральной и Восточной Европе. В большинстве государств региона именно атомная энергетика была признана наиболее рациональным и экологически безопасным способом удовлетворения энергетических потребностей.

Однако фукусимская трагедия и мировой финансовый кризис охладили ядерные амбиции этих стран: ряд государств отложил в «долгий ящик» проекты строительства новых атомных электростанций, а Германия и вовсе отказалась от использования атомной энергии. Но Чешская Республика, как и Словакия, выбивается из общей картины.
В отличие от своих соседей, Чехия продолжает упорно претворять в жизнь свою энергетическую программу, в соответствие с которой доля атомной энергии в национальном энергобалансе должна составить к 2060 году – 60%, благодаря введению в эксплуатацию трёх новых энергоблоков на площадках действующих АЭС и строительству в отдалённой перспективе 3-й атомной электростанции.
Первым шагом в реализации чешских атомных планов стало объявление в 2009 году тендера на строительство 3-го и 4-го энергоблоков на юго-чешской АЭС «Темелин», стоимость которого оценивается в 200-300 миллиардов крон. Заявку на участие в нём подали три ведущие на мировом рынке атомных технологий компании – российский Росатом (в рамках чешско-российского консорциума МИР.1200) со своим эволюционным проектом ВВЭР-1000, американская Westinghouse (модернизированный реактор АР1000) и впоследствии исключённая из тендера французская компания Areva (реактор EPR-1600).
С самого начала шансы обоих участников тендера оценивались аналитиками как равные. Преимуществами российской заявки назывались более широкие возможности по налаживанию кооперации с чешскими компаниям, обусловленные богатым опытом взаимодействия российских и чешских производителей и наличием взаимодополняющих энергомашиностроительных предприятий, а также единой технологической платформы в атомной отрасли. Это позволило бы россиянам в случае своей победы разместить более 70% объёма субподрядов в Чешской Республике.
В свою очередь, масштабная дипломатическая и политическая поддержка – сильная сторона американской заявки. Поддержка Westinghouse в борьбе за темелинский заказ была в своё время основной целью визитов в Чехию вице-президента США Джо Байдена, экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон и других высокопоставленных американских чиновников. В качестве дополнительного преимущества на стороне заявки Westinghouse выступает и приглашении Чехии властями США к сотрудничеству в развитии атомной отрасли, на основании которого в 2011 году был подписан ряд соглашений о кооперации в области энергетических исследований.
Весной 2013 г. к лоббированию предложения Westinghouse подключилось и японское правительство, поскольку владельцем американской корпорации является японский концерн Toshiba. В Праге побывал высокопоставленный представитель министерства торговли Японии, а премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что приедет на встречу глав государств Вышеградской четвёрки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), чтобы обсуждать вопросы энергетики.
С технической же точки зрения обе заявки в тендере на достройку АЭС «Темелин», по мнению аналитиков, сопоставимы и соответствуют высоким стандартам безопасности. Об этом, в частности, заявила Председатель Государственного комитета по атомной безопасности ЧР Дана Драбова: «У некоторых предложений есть более сильные стороны по сравнению с остальными. Но, с точки зрения безопасности, оба предложения сопоставимы, они способны обеспечить высокий уровень безопасности, но достигают этого различными способами».
temelin 1О том, кто является промежуточным лидером гонки за получение темелинского заказа, чешская общественность и участники тендера узнали в марте этого года, когда ČEZ отправила претендентам на достройку АЭС «Темелин» предварительную оценку их предложений.
По сведениям журнала «Ekonom», Westinghouse в сумме набрала более 80 баллов, а МИР.1200 – 66,5 балла. Согласно таблице, опубликованной в чешской газете «Mlada Fronta Dnes», чешско-российский консорциум набрал максимальное число баллов (30) по пунктам «Цена» и «Эксплуатационные затраты», в то время как Westinghouse победил в категории «Лицензирование, управление и технические риски», набрав максимальные 50 баллов (МИР.1200 получил 33,515 баллов). В свою очередь, по пункту «Условия контракта» обе заявки получили крайне низкие баллы (3 против 1 в пользу консорциума из 20 возможных). При этом в оценке чешский заказчик никак не учитывал уровень локализации заявок.
Как отмечает российское издание «КоммерсантЪ», столь большой отрыв американцев в рамках критерия «Лицензирование, управление и технические риски» образовался из-за применения при оценке специальной математической формулы: итоговый балл подсчитывался на основе перемножения семи подкритериев, по каждому из которых чешско-российский консорциум уступил Westinghouse лишь около 5%.
В то же время, говорить о безусловном лидерстве американского предложения явно преждевременно, поскольку чешско-российский консорциум победил по трём критериям из четырёх.
Оба участника довольно спокойно отнеслись к промежуточным итогам тендера, зато в экспертном сообществе результаты вызвали довольно бурную дискуссию. В частности, Михал Шнобр, ведущий чешский специалист в области энергетики, заявил: «С моей точки зрения, несмотря на разницу в баллах, русские немного впереди. У них есть ясное преимущество в виде пльзеньской Skodа JS. Кроме того, они предлагают некое сотрудничество в финансировании, очевидно, что у них есть также перевес с точки зрения поддержки местной промышленности. Тем не менее, американцы начали играть в игру безопасных технологий, а шеф Westinghouse даже предупредил по поводу угроз безопасности, связанных с Россией. Мне кажется, что Westinghouse и американское правительство продвигаются дальше на политический уровень, в отличие от русских».
В свою очередь, Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО обращает внимание на то, что предварительная оценка заявок компанией ČEZ, вызывает ряд вопросов: «С одной стороны, по большинству параметров лучше выглядит чешско-российская заявка. Но заявке компании Westinghouse выставлено очень высокое количество баллов в таком критерии, как «лицензирование, исполнение и технические риски. Складывается впечатление, что это попытка «вытянуть» тендерное предложение американцев. Самое удивительное, что чешские власти не раз заявляли о том, что большое внимание в заявке будет уделяться вопросу участия местных компаний в сооружении новых блоков, локализации строительства. А в оценке тендерной комиссии этот параметр не указан вовсе».
Но несмотря на большой отрыв американской компании в промежуточном рейтинге, аналитики и теперь не готовы назвать фаворита в борьбе за крупнейший промышленный проект в истории Чешской Республики, поскольку до конца не ясно, на какие критерии чешская компания-заказчик ориентируется. С экономической точки зрения, предпочтительнее выглядит российская заявка, но если во главу угла будут поставлены геополитические интересы, то победит американская компания.
В то же время, глава независимого портала AtomInfo.Ru Александр Уваров, оценивая шансы чешско-российского консорциума в борьбе за чешский заказ, заявил, что «несмотря на то, что разрыв по третьему критерию оценки выглядит значительным, у МИР.1200 есть ещё возможность улучшить свой результат, уточнив заявку и предоставив ČEZ дополнительную информацию. Есть также большой резерв и по четвёртому критерию – «контрактные условия».
В чём, однако, эксперты солидарны, так это в том, что при любом исходе темелинского тендера, в Европе произойдёт передел существующих зон атомного влияния. Итоговая победа заявки чешско-российского консорциума ознаменует прорыв российских компаний на рынок ЕС и позволит претендовать на получение новых контрактов в странах центрально-европейского региона. Победа Westinghouse, в свою очередь, откроет местный рынок для западных ядерных технологий и положит конец монополии реакторов ВВЭР в Чешской Республике.
Впрочем, не исключен и третий вариант развития событий – отмена тендера. Это может произойти по нескольким причинам: во-первых, внешнеполитические издержки отказа одному из участников будут признаны недопустимо высокими, и, во-вторых, дальнейшее падение цен электроэнергии сделает строительство новых энергоблоков АЭС «Темелин» нецелесообразным. Однако в этом случае Чехия не получит доступ к новейшим технологиям в области атомной энергетики, что на неопределённое время отложит реализацию её ядерной программы, предусматривающей сохранение производства оборудования для АЭС внутри страны, повышение доли атомной энергетики в национальном энергобалансе и приведёт к утере уникальных чешских наработок и ноу-хау и дальнейшей деградации чешской машиностроительной отрасли.
________________________
АЭС «Темелин» – крупнейший в Чехии производитель электроэнергии. Станция расположена на юго-западе страны, в 25 километрах от города Ческе-Будеёвице. Является одной из двух атомных электростанций в стране.
АЭС «Темелин» занимает территорию 1,25 км и состоит из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 электрической мощностью 1000 МВт каждый. Численность персонала станции составляет около тысячи человек.
Согласно условиям тендера, строительство 3-го и 4-го реакторов АЭС «Темелин» должно начаться в 2016 году и завершиться в 2025 году. Общая стоимость возведения двух новых энергоблоков составит от 20 до 25 миллиардов долларов.

Тимур Кашапов
«Чехия сегодня» №172, 2013 г.