Завершение тендера на достройку АЭС «Темелин»

Участники тендера на достройку АЭС «Темелин» передают компании ЧЭЗ свои предложения, ответив за полгода на 14 тыс. вопросов.
2 июля 2012 г. – переломный день в ходе самого крупного в истории Чехии тендера. Речь идёт о достройке АЭС «Темелин» и расширении её на два блока. В тендере принимают участие чешско-российский консорциум в составе Škoda JS – «Атомстройэкспорт» — ОКБ «Гидропресс», американская корпорация Westinghouse, основным владельцем которой является японский концерн Toshiba, и французский государственный концерн Areva.
У каждого из участников тендера есть свои преимущества и недостатки. В пользу консорциума говорит почти 55-летняя история сотрудничества чешских (чехословацких) и российских (советских) специалистов в атомной отрасли, близость технических стандартов и большой опыт Чехии в эксплуатации реакторов российского (советского) дизайна. Эти реакторы типа ВВЭР установлены на обеих чешских АЭС – «Дукованы» и «Темелин». Кстати, чешские компании уже сейчас поставляют оборудование на атомные станции, которые строятся по российским проектам. «Общий объём заказов, которые получили чешские фирмы за прошедшие четыре года от структур, входящих в «Росатом», превышает 2,7 млрд. крон», — сказал в разговоре с ПТ исполнительный директор компании «Русатом Оверсиз» Леош Томичек.
Более того, участие в консорциуме предприятия Škoda JS (входит в группу ОМЗ) позволяет консорциуму не создавать специальные структуры в ЧР. По сути, у консорциума уже есть площадка для работы, причём площадка, укомплектованная квалифицированными кадрами и оборудованием.
Однако у консорциума есть слабые места, главное из которых – позиция нынешнего политического руководства страны по поводу России и его страхи насчёт энергетической зависимости от России.
Своё негативное влияние на восприятие предложения чешско-российского консорциума оказывает и ситуация на предприятии Pilsen Steel, поскольку от её разрешения зависит реноме российского бизнеса в Чехии.
У корпорации Westinghouse, напротив, самые сильные позиции – в политической сфере. Чешская правящая элита считает США своим «заокеанским соседом» и наверняка отдала бы предпочтение именно их проекту. Однако есть ряд «но». Во-первых, чешская промышленность не страдает от иллюзий по поводу предложения корпорации Westinghouse. Менеджмент чешских предприятий отдаёт себе отчёт, что при модульном способе строительства реакторов, который исповедует Westinghouse, получить заказы, а также ноу-хау для обслуживания и модернизации станции будет крайне проблематично, несмотря на то, что американская сторона, как и два других участника тендера, обещает отдать 70% заказа чешским подрядчикам. Во-вторых, современные американские реакторы не имеют референций, которые хотело бы получить правительство ЧР – в 2014 г. США введут в эксплуатацию свой первый после 30-летнего перерыва реактор. СССР, а потом и Россия, кстати, никогда не прекращали строить реакторы, и даже в самые сложные времена строили атомные блоки как за рубежом, так и внутри страны.
Концерн Areva рассчитывает, в первую очередь, на сотрудничество с ЧР по линии ЕС и на общие интересы двух стран в Европе. Главное – общая для Праги и Парижа необходимость противостоять давлению со стороны Германии, Австрии и других стран ЕС, которые настаивают на отказе Старого континента от атомной энергетики. Общие враги – лучшая в политике основа для дружбы. Но у французов есть значительный минус – у Парижа нет таких глубоких исторических связей с Прагой, как, например, с Варшавой, а французские инвесторы ничем особенно выдающимся себя в ЧР не зарекомендовали. У французских атомщиков, как и у американских, также был значительный перерыв в строительстве блоков – два десятилетия.
При подготовке заявки участники тендера должны были ответить на 14 тыс. вопросов. Сама документация, которую каждый из участников должен будет передать 2 июля компании ЧЭЗ, весит несколько тонн.

 

Наталья Судленкова
«Пражский телеграф»