Ирина Юржинова: «Мамины медали я передала племяннику»

Jurinova 1 Новости Чехии Юржинова Ирина
Ирина Николаевна Юржинова – человек светлый, дружелюбный и удивительно оптимистичный. А ведь в жизни ей не всегда было просто: в детстве она пережила блокаду Ленинграда. Ирина Николаевна и в этом году побывала в городе своего детства, куда её, как блокадницу, каждый год приглашают на празднование Дня Победы.

Уже долгие годы Ирина Николаевна живёт в Праге, где, по её словам, на жизнь пожаловаться не может. Жизнь её и вправду очень насыщена, и возраст этому не помеха. «Два раза в год нас, ветеранов войны, приглашают на празднование снятия блокады Ленинграда – зимой и в День Победы – 9 мая, – рассказывает она. – Интересно, что когда я рассказываю чехам об этом, они удивляются тому, что приглашение мне пришло из Москвы, было передано через посольство, а подписал его сам президент В.В. Путин. Для меня это ценная память».

Маму забрали на фронт, и маленькая Ирина осталась с папой, а потом и вовсе с одной бабушкой. В апреле 1942 года мама Иры вернулась с фронта, и им удалось эвакуироваться из города через замёрзшее Ладожское озеро. Ирина Николаевна любезно согласилась поделиться с «Пражским телеграфом» своими впечатлениями о недавней поездке в Санкт-Петербург, куда её пригласили на встречу ветеранов и праздничный парад ко Дню Победы.

Ирину Николаевну очень порадовало, как тепло её встретили в родном городе. «Нас разместили в замечательной гостинице в центре города. В прошлый раз нам всем дарили фарфоровый чайный сервиз, а в этот раз – книгу. Полное собрание сочинений Пушкина наверное, на тысячу страниц. Всё, что поэт когда-нибудь писал или говорил, там опубликовано».

Возложить цветы

По приезду группа блокадников – ветеранов, проживающих за границей, отправилась на Пискарёвское мемориальное кладбище. «Видите эти дорожки, а потом полосы? – рассказывает наша собеседница, показывая фотографии. – Так вот, это всё — братские могилы. Когда мы с бабушкой возили хоронить папу, я сама видела, как девочки-дружинницы брали тела и туда их клали. Не так давно я поняла, что папу похоронили именно там, а не в отдельной могиле. Теперь всегда, когда я туда приезжаю, кладу кроме цветов ещё и маленький веночек для него и никогда не могу удержать слёз».

В этом году волонтёры-победители конкурса «Послы Победы» из 83 городов России прибыли в Санкт-Петербург для участия в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Добровольцы помогали в проведении народного шествия «Бессмертный полк» и прошли на параде вместе с ветеранами, выполняли ключевые функции на Дворцовой площади во время Парада Победы и в момент организации колонны шествия.

 «Раньше всегда все было одинаково, а в этом году за нами прикрепили волонтёров. Такого ещё не было. Ко мне подошла девочка. „Здравствуйте, – говорит, – меня зовут Наташа, и я хочу Вам помочь”. Отвела меня, посадила на моё место и скромно ждала в стороне. Когда парад кончился, она меня нашла и сразу же подхватила, мол, давайте я вас отведу. Мы пошли к автобусам и ребята-волонтёры, одетые в красивые сине-зелёные платья, провожали нас. Они хлопали и благодарили нас, а я просто не выдержала и расплакалась».

Ирина Николаевна рассказала, как поразил её сам Парад Победы. «Солдаты маршировали в очень красивой форме, стройные, подтянутые – все как на подбор. Затем вышли элегантные девушки-связистки.  Многое для меня было новым – техника, самолёты. Все это было очень ярко и торжественно, даже для меня: ведь в технике я совсем не разбираюсь. Я обратила внимание и на то, что над нами всё время летал жужжащий дрон, который, судя по всему, снимал парад: его трансляция велась по телевидению».

В честь Дня Победы губернатор города Санкт-Петербурга Сергей Полтавченко пригласил ветеранов на званый ужин. Для всех был показан великолепный концерт, а затем прошёл ужин, где была возможность пообщаться и познакомиться с другими ветеранами. «Была пара из Израиля, муж пережил блокаду, – вспоминает Ирина Николаевна. – Из Чехии я была не одна, приехала пара из Марианске-Лазне. Мне показалось, что были люди со всего мира. Прилетели ветераны даже из Австралии. А украинцев в этот раз было очень мало. Просто так сложилось, что разлетелись кто куда по разным причинам. Был даже один ветеран войны из Америки, который отличался ото всех тем, что повесил на себя всё, что мог повесить. Там, наверное, был и пионерский значок. Кто знает, кто это был, но почему-то он весь вечер просидел один».

На эти короткие три дня для ветеранов была составлена очень насыщенная культурная программа: прошла экскурсия по реставрированному и всё так же прекрасному городу, ветераны посетили мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история». «Нам так же предстояла поездка в Музей железных дорог, но я туда не поехала. Меня навестили родственники, а увидеть их мне было очень важно, – делится с нами впечатлениями Ирина Николаевна. – Приехал племянник со своими детьми и целый вечер, до полуночи, наверное, мы с ними проговорили.  Племяннику я привезла все мамины медали и ордена и предложила поместить их в музей или оставить себе как память. Здесь, в Чехии, их некому отдать. Моим ребятам это тоже ничего не говорит. Сын любит Россию, но он всё-таки чех, он тут родился и вырос».

У Ирины Николаевны о поездке остались самые тёплые воспоминания: «Это было замечательно, я была очень рада увидеть родной город, пройтись по знакомым местам. Парад Победы – это торжественное событие, которое соединяет нас и напоминает о самом главном – мире».

Немного из прошлого

Когда Ирина Юржинова была маленькой, в её жизни была война, и цену миру она знает не понаслышке. Мама девочки работала бактериологом, поэтому сразу же ушла на фронт. Папа был инженером по холодной обработке металла и работал на заводе по изготовлению оружия. В 1941 году, когда уже началась война, для маленькой Ирины первым огорчением стало то, что она не сможет ходить в школу.

 

«Помню, что у нас были карточки на продукты, а папа меня всегда предупреждал, чтобы я не потеряла их и была осторожной, – говорит о своих детских переживаниях Ирина Юржанинова. – Не знаю, как это произошло, но я их всё равно потеряла. Сегодня это трудно понять, но, поверьте, это была настоящая трагедия. Самое голодное время я провела с бабушкой. Топить тогда было нечем, и в ход шла мебель. После войны от неё осталось только одно красивое кресло.

Помню, 30 или 31 декабря мы с бабушкой решили сходить к папе, потому что его долго не было. Мы шли пешком по сугробам, и когда пришли, увидели, что папа сидит в кресле и без сил смотрит в пустоту перед собой. На следующий день папы не стало. На заводе папе сколотили гроб, который мы с бабушкой везли на санках на окраину города на нашу семейную могилу в Царское Село. Мы нашли служащего, к которому обратились за помощью, отдали ему продуктовую карточку, чтобы он обо всём позаботился, и уехали. Только недавно я поняла, что этот служащий папу ни в какую отдельную могилу не положил, а опустил в братскую могилу, земля ведь была замёрзшая, и раскопать её было невозможно.

 

Так мы с бабушкой, полуголодные, протянули до апреля месяца 1942 года. В апреле моя мама, находившаяся на фронте, договорилась с коллегами и приехала на грузовой машине за мной, бабушкой, оставшимися родственниками и вообще за всеми, кого можно было забрать, чтобы вывезти из блокадного Ленинграда. Она привезла полную машину продуктов, которые отдала в детский дом. Они, конечно, были распределены по разным детским домам, потому что их в блокадном Ленинграде было много, как и беспризорных детей, у которых погибли родители. Нас вывезли на машине по Ладожскому озеру по известной Дороге жизни».

Об этом событии помнит ещё один человек – шеф-редактор сайта «Парламентской газеты» Андрей Петров. Об этом он написал в редакцию ПТ.

«Подруга детства, спасшая мою маму

Им было по 12 лет, когда началась Великая Отечественная. До рокового 22 июня они жили рядом около Финляндского вокзала – моя будущая мама, Галя Петрова, и её подруга Ира Ключарёва. Дружили, играли, росли. Потом Ира переехала в другой район города.

И вот война. Самая страшная блокадная зима 1941–42 годов. Отец мамы на фронте. Как выживали Галя и моя бабушка, Зинаида Георгиевна, один Бог знает. Как выживала Ира – тоже.

Но мои родные пережили эту зиму, хотя к апрелю 1942-го у них совсем не осталось сил. Они лежали и умирали.

Вдруг открылась дверь, и в комнату зашла Ира. Она прошла через полгорода. Положила на мамину кровать несколько сухарей и сказала: Галя, можно эвакуироваться. Моя мама, Зинаида Павловна, майор медицинской службы, приехала с фронта на машине, чтобы вывезти сослуживцев. Она может взять и вас”.

И мои родные уехали на этой машине. Несмотря на апрель, лёд на Ладожском озере был ещё относительно крепок, Дорога жизни работала. Правда, впереди идущий грузовик всё-таки провалился в воду. Но моим повезло – они выбрались. Остаток войны провели в Тамбовской области.

А после всего вернулись в Ленинград, и мама встретилась с подругой-спасительницей.

В 1955 году, когда в СССР стали возможны браки с иностранцами, Ирина вышла замуж за однокурсника по институту физкультуры им. Лесгафта – чеха Карела Юржину. И после уехала с ним в Прагу, где и живёт до сих пор.

Ирина и Карел пережили нелёгкие времена в 1968 и после него. Они работали в Карловом университете, у Карела были там большие неприятности из-за его поддержки Пражской весны. Да и за русскую жену доставалось, что тут скрывать. Но они всё выдержали, потому что очень любили друг друга.

И с середины 50-х тетя Ира, Ирина Николаевна Юржинова переписывалась с моей мамой, Галиной Ивановной Петровой, так и жившей в Ленинграде, работавшей в финансовых органах. Эти письма из Праги я бережно храню. В них рассуждения о политике, рассказы о зарубежных поездках Юржиновых. Есть просто очень милые новогодние открытки.

Супруги приезжали в родной город Ирины Николаевны, мы с ними встречались. Увы, моей маме так и не удалось побывать в Праге. А я там гостил три раза и считаю этот город самым красивым в Европе, честно.

Мамы моей давно уже нет, она умерла в 1996-м. Нет и Карела – прекрасного человека, обожавшего свою жену.

Так что теперь Ирина Николаевна – фактически единственный человек, связывающий меня с детством. Хочу пожелать ей здоровья, сил, оптимизма и максимальных радостей! В значительной степени благодаря ей я смог появиться на свет».

Андрей Петров, шеф-редактор сайта «Парламентской газеты» (Москва).

 

«Пражский телеграф»