Большие проблемы с маленькими детьми

С 1 апреля в Чехии вступил в силу новый закон об оказании медицинских услуг. Родители, педиатры, представители социальных служб, борцы за свободу прав человека — все как один бьют тревогу.
Ведь теперь, для того чтобы несовершеннолетний пациент мог получить серьёзную медицинскую помощь, оба родителя должны будут предоставить на это своё письменное согласие. Это правило распространяется и на иностранцев, имеющих в Чехии ВНЖ либо ПМЖ.
По статистике в Чехии разводятся 50% семейных пар, в результате чего около 500 тыс. детей растут в неполных семьях. Именно эти дети в первую очередь подвержены риску неполучения своевременной медицинской помощи из-за бумажных проволочек.
Существует огромное количество примеров, когда разведённые супруги не общаются друг с другом, не признают своих детей, живут в разных странах, теряются. Или другая ситуация – когда родители по долгу службы вынуждены бывать в длительных заграничных командировках. Во всевозможные инстанции сыплются горы писем с описанием личных проблем и одним и тем же кричащим вопросом: «Как же мне получить драгоценный листочек с двумя подписями, чтобы мой ребёнок был жив и здоров?».

Вид сверху

Правительство никакой проблемы в законе не видит. «И сейчас действует правило, что законный представитель ребёнка должен выразить своё согласие на медицинское вмешательство, а родительские права, согласно Гражданскому Кодексу, имеют оба родителя», — говорит представитель Министерства здравоохранения Властимил Сршень.
«Мы считаем, что один родитель вполне может сделать доверенность на другого, в которой пропишет, что уполномочивает его в вопросах принятия решения о предоставлении ребёнку медицинских услуг, которые могут негативно сказаться на дальнейшем состоянии его здоровья и качестве его жизни. Во избежание различных недоразумений и сомнений в подлинности, рекомендуем составить доверенность у нотариуса», — добавляет Карла Кубикова из Министерства здравоохранения.

Думайте сами, решайте сами

Проблему осложняет и то, что закон умалчивает, в каких именно случаях врач должен получить согласие обоих родителей на оказание несовершеннолетнему пациенту медицинской помощи. Указано лишь, что согласие необходимо тогда, когда медицинское вмешательство может причинить существенный вред жизни и здоровью ребёнка. Та же Карла Кубикова относит сюда операции по пересадке органов и другие серьёзные операции, облучение, химиотерапию, и т.п.
Определять перечень таких медицинских услуг каждая клиника и каждый врач будут самостоятельно. Как считают многие юристы и как заявляют сами врачи, клиники будут многократно перестраховываться и требовать согласия обоих родителей, даже тогда, когда ребёнку нужно только вылечить кариес.

Помедленнее, я записываю

Помимо согласия родителей, врач должен будет выяснить и мнение самого несовершеннолетнего пациента – согласен ли он, чтобы его лечили. Ответ нужно зафиксировать в протоколе, а, если узнать его не представляется возможным, указать причину – мол, мал ещё и не умеет разговаривать. Ни в коем случае к пациенту нельзя применять силу. «Если, например, медсестра держит ручки годовалому ребёнку, чтобы тот не брыкался при осмотре животика, — это уже нарушение, которое надо зафиксировать в протоколе», — полушутя-полусерьёзно рассуждают врачи.
«Новый закон означает для нас, кроме прочего, значительное увеличение административной работы, в результате чего непосредственно пациентам мы будем вынуждены уделять меньше времени», — говорит председатель Ассоциации детских и подростковых врачей-терапевтов Павел Нойгебауэр.

Тяжёлый случай

Если случай действительно экстренный, и откладывать лечение в ожидании согласия родителей никак нельзя, выразить его может государство, а точнее его доверенное лицо – представитель детского дома для детей в возрасте до 3 лет, учебного заведения, органов опеки, если по решению суда они отвечают за ребёнка или если его семья находится под их наблюдением как неблагополучная и т.д.
В некоторых ситуациях, когда ребёнок находится на грани жизни и смерти (серьёзные травмы в результате аварии, анафилактический шок, асфиксия и т.д.), врач может и должен оказать ему помощь, не дожидаясь подписей в листе согласия на медицинское вмешательство. Другой вопрос, что такие неотложные случаи могут наступать в результате промедления с лечением, когда ребёнок ещё мог бы обойтись «малой кровью», но ждал «бумажку». Кто тогда окажется виноватым – государство, врачи или родители, – неизвестно.

Ксения Симонова
«Пражский телеграф»

_______________________
Своё несогласие с законом выражает и Лига прав человека. «Считаю, что итоговая версия закона о медицинских услугах в некоторых существенных вопросах так некачественна, что ответственные за его подготовку лица из Министерства здравоохранения должны были бы понести наказание. Когда меняется законодательство в таких тонких вопросах, необходимо прислушиваться к экспертам, специализирующимся на медицинском праве, и опытным медицинским работникам. Здесь же, похоже, чиновники приняли решение «с потолка». То, что в итоге вышло из-под их пера, противоречит интересам всех затронутых сторон — несовершеннолетним пациентам, их родителям, врачам, но, главное, противоречит современному Гражданскому Кодексу», — говорит юрист Объединения Зюзана Кандигиота.¨