Не картой единой

Для упрощения перехода от одного лечащего врача к другому, а также для уменьшения бумажной работы докторов в Чехии планируют ввести единый электронный сервер медицинских карт. При кажущейся полезности проекта под угрозой могут оказаться личные данные пациентов.

Сложности анамнеза

Каждый человек, который хоть раз обращался к врачу, знает, что приём всегда начинается с опроса: когда родился, женился, когда и чем болел, чем болеют родственники, были ли травмы и операции и т.д. Медики называют это сбором анамнеза. И лишь потом (разумеется, кроме экстренных случаев) врач интересуется, что беспокоит пациента сейчас и когда это началось.
Отдельную «радость» сбор анамнеза приносит и пациентам, и врачам, когда человек должен обратиться к нескольким специалистам или сменить врача. Нередко получается, что у разных врачей об одном и том же пациенте имеются совершенно разные данные. Иногда складываются даже небезопасные ситуации: лечат, например кардиолог и дерматолог, каждый сам по себе, а пациент не считает нужным информировать о том, какие лекарственные препараты он принимает.

Между тем, правильная и объективная информация об анамнезе чрезвычайно важна. Врач, имея полную картину о состоянии здоровья и особенностях пациента, быстрее и точнее сориентируется в нынешнем состоянии, поставит диагноз с меньшей вероятностью ошибки, назначит наиболее эффективное для данного конкретного пациента лечение.

Также немаловажно, что именно сбор анамнеза занимает у врача наибольшую часть времени работы с пациентом. Это нерационально, отвлекает врача от более существенной работы, экономически невыгодно. Сегодня многие врачи перепоручают сбор анамнеза медсёстрам по стандартному шаблону. Такой подход тоже имеет ряд минусов — прежде всего, это ограниченный список вопросов, а зачастую полная информация о пациенте не укладывается в шаблон.

Именно поэтому во многих странах принято заводить электронные медицинские книжки с доступом через сервер или сеть. Такие системы дают возможность врачу видеть полную и подробную информацию о пациенте и быстро в ней ориентироваться. Сегодня и в Чехии планируют ввести единую медицинскую базу данных обо всех жителях страны.

Стать героем детектива?

Первые шаги в этом направлении уже сделала государственная страховая компания VZP, которая ввела электронную медицинскую книжку IZIP. Пока работа с электронными медицинскими книжками происходит только по совместной инициативе врача и пациента, охватывает далеко не всех застрахованных в компании, и тем более, не всех проживающих в Чехии.

Планируется же охватить абсолютно всё население страны. Пока ведутся обсуждения, в какой форме должна работать такая база данных — будет ли она доступна в Интернете в специальной системе, будет ли дублироваться чипом страховой карточки, стоит ли создавать регистры пациентов по определённым заболеваниям. Отдельный вопрос составляет система взаимодействия разных страховых компаний. Опасения связаны с тем, что при наличии системы информации всегда существует опасность утечки данных, что может навредить самим пациентам, и нарушает закон об охране личных данных. В мире известны случаи, когда подобные системы взламывались, уничтожалась информация, получали огласку персональные данные, являющиеся тайной.

Из-за новой системы жизнь неизвестного пациента может стать сюжетом для детективного романа: легко взломав файл в медицинской базе данных, злодей изменит там, к примеру, перечень вызывающих аллергию препаратов. В результате невинный и ничего не подозревающий врач выпишет больному лекарство, которое поспособствует отравлению или даже смерти несчастного.

Однако в некоторых передовых клиниках (например, поликлинике Program HPlus в Праге) уже используются электронные картотеки, к которым имеют доступ не только врачи, лечащие и обследующие пациента, но и сам пациент. Информация размещается на специальной интернет-странице с сертификатом безопасности, дополнительно защищённая авторизованным входом — при входе в систему каждый пользователь должен ввести пользовательское имя и пароль.

По мнению врачей, единая медицинская база данных, безусловно, должна существовать. Но при этом обязательно должна быть тщательно проработана система безопасности и охраны личных данных.

Виктория Матвейко
«Пражский телеграф»