Строительство большинства домов, которые сегодня мы можем увидеть на улицах Теплице, связано со страшным пожаром 1793 года, унёсшем старые деревянные сооружения. После этого на угольях начали возводить новые каменные здания, жилые дома и отели в стиле ампирного курортного городка. В то время такой стиль был чрезвычайно популярен и служил примером для подражания во многих подобных местах Европы.
В конце наполеоновских войн, в 1816 году, Теплице представлял из себя маленький городок с двадцатью тысячами жителей. Домов здесь было всего 266. Однако количество посетителей термальных источников летом того года резко возросло, и в пик сезона значительно превышало количество постоянных горожан. Поэтому и большинство теплицких домов стали превращаться в отели, пансионы и постоялые дворы. Сдавались целые вилы, комнаты и этажи. Очень скоро туризм в Теплице стал важнейшим источником доходов местного населения. Главными угрозами, которые могли привести хозяев гостиниц к банкротству, в то время были многочисленные эпидемии, революции и войны.
Изначально город Теплице был представлен только его сегодняшней внутренней частью, ограниченной Зелёной улицей, Замковой и Рыночной площадями, улицами Курортная и Крупска (чеш. Lázeňská и Krupská), а также площадью Свободы. Из 266 зданий города в 1816 году не сдавались в аренду только 26 домов, в том числе здание у Праисточника (чеш. Pravřídlo), где тогда ещё не было гостиничной части, местный костёл, ратуша и стрельбище. Остальные дома предоставляли гостям Теплице более чем тысячу комнат и 415 комнатушек для служащих. К каждому дому относились также конюшни во дворе, где было можно устроить 475 лошадей. Чтобы привлечь в новые гостиницы как можно больше отдыхающих, хозяева теплицких домов соревновались друг с другом в оригинальности названий.
Убежища музыкантов и королевских особ
Крупнейшей и самой оживлённой гостиничной магистралью города была улица Длинная (чеш. Dlouhá), самым запоминающимся постоялым двором которой был отель «У дубов» (чеш. U dubu). В этом отеле важным гостям можно было разместиться в тридцати комнатах. Именно здесь когда-то проживал композитор Людвиг ван Бетховен, а также чешский музыкант Йозеф Славик.
Больше всего конюшен содержал отель «Почта», здание которого было разрушено в семидесятых годах прошлого века. Здесь было можно устроить до семнадцати лошадей.
Другие гостиничные дома на улице носили, в основном, «животные» названия: «Три волка», «Золотой барашек», «Красный рак», «Чёрный медведь», «Белый олень» и «Золотой единорог». Несколько фешенебельных отелей располагалось прямо на Замковой площади. Ещё один постоялый двор «Золотой крест»известен тем, что здесь в своё время останавливался русский царь Александр I. Гостиницы чуть дальше тоже были названы похожим образом: «Золотое сердце», «Синий орёл», «Два оленя» и так далее.
Золотые кущи центра города
На Рыночной площади большим спросом пользовались отели «Зелёное дерево», «Золотой ангел», «Три гусара» или же «Три турка». А на Зелёной улице вы могли бы попасть в «Водопад», «Виноградник», «Золотой виноград», «Золотой рубанок» и «Три дуба». Вообще в названиях теплицких пансионов явно преобладал «золотой» цвет: вот и на Курортной улице можно было найти дома «Золотой корабль» или «Золотой голубь». Тем самым хозяева, очевидно, стремились подчеркнуть уровень обслуживания и комфорта, на который могли рассчитывать гости. Беда только, что ниже «золотой» планки опускаться не собирался, по-видимому, никто, а платина в названиях так и не прижилась.
Самые известные гостиницы города в то время были расположены на улице Курортной (чеш. Lázeňská), на которой сегодня можно увидеть только лишь пару старинных зданий: например, «Золотое солнце», «Зелёный крест», «Золотой пеликан», «Золотая арфа» и «Золотой колодец», а также фрагмент памятника Pravřídlo. Были разрушены дома «Чёрный рыцарь», «Три перстня», «Синий корабль» и некоторые другие.
Немного более разнообразные названия можно увидеть в той части города, которая относилась к еврейскому гетто, например, на улице Бумажной (чеш. Papírová): «Синяя щука», «Ковчег» или «Три арапа». Впрочем, и здесь не обошлось без стандартных «Три карпа» или «Весёлый охотник».
Названия домов обозначались надписью на фасаде или же отмечались на индивидуальном знаке здания. Однако начиная со второй половины XIX века здания начали терять свой изначальный поэтический характер, и многие дома, превратившиеся в гостиницы, полностью избавились от духа романтичной старины.
Сегодня большинство домов в Теплице являются безымянными, а гостиницы носят новые, более стандартные имена – например, отель «Панорама», «Парадиз», или «Теплице Плаза». Почему бы не вспомнить старые традиции и не назвать отель, скажем, хотя бы «Золотая Плаза»?
Эльвира Дульская
«Чехия сегодня» № 1 (173), октябрь 2016