Я уже писал о «мариенбадском чуде», связанном с Гончаровым, но есть в Марианских-Лазнях ещё одно чудо, вернее, диво, более современное. Вдыхая аромат божественного кофе, вечером, после концерта, я сидел на веранде ресторана — как иначе? – на Главном проспекте и перебирал в памяти впечатления уходящего дня.
Genius loci (лат. «гений места») у города, чувствовалось, есть – он предрасполагает к созерцанию и раздумьям. О мире и о себе. На чувствительных людей, а Гончаров не мог быть другим, могло подействовать.
На город уже опускались сумерки, однако я заметил, что людской муравейник на освещенных дорожках парка как-то реорганизовался: стопы всех вели в одном направлении – к какому-то месту напротив, метрах в двухстах от главного источника. Официант, взглянув на часы, объяснил: «Они идут к Поющему фонтану, там в 22 часа последний сеанс». Я немедленно рассчитался.
О здешнем фонтане, подобном чудесному фонтану Кршижика в Праге на Выставишти, я, конечно, слышал. Кроме самой колоннады, это единственная в городе постройка социалистической архитектуры, выдержавшая испытание временем: премьера фонтана состоялась 30 апреля 1986 года. А теперь он играет ежедневно, каждые два часа, начиная с 7 часов утра. Но самый большой интерес вызывает последний сеанс в 22 часа, когда становится совсем темно, и водяную феерию эффектно дополняет цветная подсветка. И вода, и свет, и музыка способны заворожить человека сами по себе, а что уж говорить, если они талантливо сведены воедино!
Стоя в окружившей Поющий фонтан толпе, я – профессия журналиста обязывает – видел, как восхищение разглаживает морщины, зажигает глаза людей, вынуждает их спонтанно аплодировать. Фонтан «исполнял» симфонию №5 Бетховена, о которой сам композитор будто бы сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Таким прекрасным был финал моего первого и единственного дня, проведённого на курорте.
Андрей Фозикош
Курорт Марианские лазни: Чудо культурное
Курорт Марианские лазни: Чудо писательское
Курорт Марианские лазни: Чудо российское
Курорт Марианские лазни: Чудо лечебное