Чехия настолько переполнена замками, крепостями, храмами, дворцами, музеями и другими достопримечательностями, что даже если, закрыв глаза, ткнуть пальцем в её карту, можно смело кричать «Бинго!». К примеру, Штернберк. Не тот Чешский Штернберк, что вблизи Праги, с его знаменитым замком, а Штернберк в 20 км от моравского Оломоуца. И в нём вы, конечно, найдёте «стандартный», но всегда своеобразный набор: средневековый замок, великолепный собор, потрясающая по красоте центральная площадь. Но пресс-тур, в котором я участвовал, имел целью представить что-то сверх памятников старины.
Вниманию автолюбителей
В Штернберке всего тридцать тысяч населения, а ведь знают городок не только в Чехии, но и в Европе – здесь проводится один из этапов Чемпионата Европы — «Ecce Homo». Автогонки почти как в Монте-Карло, но только в гору. В дни гонок население городка за счёт приезжих увеличивается в 2-3 раза.
В этом году соревнования состоятся 1-3 июня, но подготовка к ним, по словам старосты Штернберка Станислава Орсага, ведётся с начала года. Всё надо продумать, чтобы главное спортивно-культурно-общественное и, в то же время, туристическое мероприятие прошло без сучка и задоринки. Даже для поставщиков пива выписывается тендер: на зависть гонщикам и к удовольствию зрителей пиво в Штернберке будет течь рекой. Ожидается приезд почти 140 автогонщиков — специалистов по скоростному подъёму на холм (Hill Climb Racing), в основном из «горных» стран Европы — Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, Португалии, Германии, Испании и Венгрии.
«Ecce Homo» — это одно из старейших соревнований в Чехии, которому в 2006 году исполнилось 100 лет. Вообще горные гонки в прошлом веке были очень популярны. Их особенность, объясняет староста, состоит в том, что трасса с многочисленными поворотами ведёт всё время в гору и гонщики едут на время, стартуя с интервалом в 30 секунд. Рекорд гонки в главной категории держит испанец Андер, которому в 2005 году хватило 2 минут 54 секунды, чтобы проехать всю трассу. Средняя скорость рекордсмена 161,42 км/час. Согласитесь, немало, ведь автомобиль стартует с нуля, а через пару метров уже первый поворот…
Интересуюсь необычным названием гонок «Ecce Homo». Это же известное высказывание Понтия Пилата «Се, Человек!» об Иисусе Христе, что общего оно имеет с Штернберком? Оказалось, так называется холм, по которому проложена трасса гонки. А холм получил наименовние от двух скульптурных изображений Христа: одно из них стоит у основания, а второе – на вершине горы. Возвели их ещё в XVIII веке.
Город, где остановили часы
Параллельно с гонками город предлагает самые разнообразные культурные мероприятия, так что туристам есть чем заняться. Выставки, концерты, шоу машин-ветеранов и, естественно, многочисленные пивные и ресторанчики бывают переполнены в эти дни.
Но и когда схлынет гоночный ажиотаж, Штернберк стоит того, чтобы в него заехать, благо, из Оломоуца сюда всего полчаса езды.
Ибо известен Штернберк ещё одной особенностью — до недавнего времени он слыл городом часов. В 1947 году здесь был основан завод «Хронотехна» (Chronotechna), а в 1958 году местные дизайнеры создали товарный знак PRIM, под которым затем стали выпускаться все чехословацкие часы, не только будильники и кухонные часы, на которых специализировались в Штернберке. Продукция завода расходилась по всему миру, а Чехия вообще, можно сказать, жила по Штернберку. И сегодня во многих чешских семействах, не привыкших к электронным измерителям времени, надеются на то, что с будильником марки PRIM на работу не проспишь.
Но пришли перемены 1989 года, завод не выдержал западной конкуренции и закрылся. Часы PRIM, правда, производятся и сегодня, например, в городе Фридек-Мистек, но споры за престижный товарный знак ведутся до сих пор. А в Штернберке о былой славе напоминает только огромный будильник, висящий у входа в пустующий ареал часового завода.
Сила единиц
Вместе с заводом приказал долго жить и местный музей часов и времени, пользовавшийся завидной популярностью – ежегодно его осматривали около 60 тысяч посетителей, и он, наряду с другими достопримечательностями города, вносил свою лепту в туристическую притягательность Штернберка.
«Когда его закрыли, энтузиастам было не всё равно, — заверяет нас староста Орсаг, – и они стали бороться за возвращение музея. С нашей помощью». Проект новой экспозиции создал Ладислав Копецкий, хозяин творческой студии Createam, всесторонний талант, автор чешского павильона на всемирной выставке EXPO 2000 в Ганновере. Одиннадцать долгих лет продолжалась кропотливая работа по его реализации, и в честь этого горожане не забыли цифру 11, состоящую из двух «единиц»: торжественное открытие дома, в котором поселилось время, они назначили на 11.11. 11 г. И не надо сомневаться, что праздник начался в 11 часов. Будь я на их месте, добавил бы ещё 11 минут…
Time, Čas, Время… и деньги
И вот мы стоим перед вновь открытым музеем под названием «Экспозиция времени». Над входом надпись «Время» на шести мировых языках, в том числе по-русски и по-китайски. Слушаем рассказ Либора Свободы, директора Городских учреждений культуры, к которым относится и музей времени,
Как обычно, всё упиралось в деньги. Мэрия выделила под экспозицию дом в самом центре города, в охраняемой зоне. И сам дом был историческим памятником, что требовало особой осторожности при его реконструкции. Город вложил в перестройку 7 млн. крон, но это была капля в море. Помог Евросоюз. Благодаря убедительности проекта нового музея времени, который играл главную роль в восстановлении туристической привлекательности города, удалось привлечь средства из операционной региональной программы развития центральной Моравии. Как будто оправдывая постулат «Время – деньги», 36 миллионов крон из еврофондов сделали своё дело: в результате возник не просто музей классического типа, в котором экспонаты пылятся в витринах, а настоящий мультифункциональный образовательный центр с интерактивными элементами.
«Это значит, — объясняет директор, — что наши посетители могут трогать некоторые экспонаты и даже приводить их в действие, чтобы лично убедиться, как действует тот или иной механизм и какие законы он демонстрирует».
Что есть время и сколько ему лет
На стенах музея афоризмы великих людей о времени. Святой Августин, к примеру, поставил вопрос: «Что такое время?» и сам себе ответил, как принято у философов: «Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю». Не мудрено, что в свете такой дефиниции, мне больше понравилось изречение Томаша Гарика Масарика — оно более прикладное: «Если кто говорит, что у него нет времени, то ему просто лень. Потому что время есть всегда».
Вернее, отсчёт времени начался с момента Большого взрыва, каких-то 15 млрд. лет тому назад. И экспозиция рассказывает о течение времени с той поры и до наших дней. Три этажа отведены для показа, разъяснения и демонстрации феномена времени в разрезе многих научных дисциплин, общественного и культурного развития человечества.
Вот мы стоим перед стендом, отражающим летоисчисление разных народов и культур. Если взять за основу нынешний год, то от Рождения Христова (согласно Библии, Иисус Христос родился в 5508 году от сотворения мира), по григорианскому календарю на нём 2012 год, но в тот же момент на других календарях будет:
— у индуистов -1934
— у мусульман – 1433 (по хидрже)
— у китайцев – 4710,
а дольше всех ведут отсчёт времени евреи – у них идёт уже 5772 год.
Хотя исторически были и другие летоисчисления, не дожившие до нашего времени. Так, в 11 900 году до н.э. берёт свое начало малагасийское летоисчисление, а в 11 542 году до н.э. — календарь древних майя.
В другом помещении выставлены приборы, которыми пользовались люди в разных концах земного шара для измерения времени: от самых примитивных типа свечей с пометками, песочных и солнечных часов, вплоть до «точнее не бывает» — атомных, устройство которых в Штернберке можно видеть на модели, подаренной Королевской обсерваторией в Гринвиче.
Обращаю внимание на своеобразный будильник, бывший в ходу у вельмож Древнего Рима: бронзовый дракон, внутри которого горит свеча определённой длины. Сгорая, пламя свечи перемещается и в нужный момент пережигает нитку, к которой прикреплён шарик из олова. Шарик падает с высоты на медное блюдце – и человек, по идее, просыпается от раздавшегося звона.
Время — детям
В залах музея тут и там группки детей: одни увлечённо рисуют прямо на полу – директор поясняет, что они могут доверить бумаге, какие часы им понравились и даже улучшить их, предложив свою расцветку. Другая группа под руководством инструктора овладевает азами съёмок мультфильма. Третья возле дерева, с которого на сидящего в задумчивости Ньютона падают яблоки, разыгрывает импровизированный спектакль на тему земного притяжения.
В этом и проявляется интерактивность музея – знания здесь впитываются не на слух, а по ходу игры, что даёт больше шансов для их усвоения. Дети могут сами разобраться в том, как действуют механические часы, привести в действие тот или иной механизм, понять, как устроен космос и наша Солнечная система и многое другое. Не удивительно, что школы из всего края организуют в Штернберк познавательные экскурсии, и главной целью является именно музей времени.
Здесь выставлено 250 весьма оригинальных и редких исторических экспонатов, большинство из которых до сих пор действуют. Некоторые из них имеют огромную цену, но на мою просьбу показать, какие именно, директор ответить отказался. Правда, во время осмотра он взял меня за локоть и отвёл в сторонку от остальных коллег. Мы подошли к небольшой витрине, в которой за бронированным стеклом на бархате красовалось шесть золотых часов-луковиц – исторических швейцарских карманных часов. «Это одна из этих «луковиц», — шепнул он мне, — но какая – решайте сами». Я оценил осторожность директора: кражи музейных ценностей в Чехии не редкость.
При бесконечности времени, всё в нашей жизни имеет свой конец. Подошёл к финишу и наш пресс-тур в Штерберк. В последний раз окидываю взглядом городскую площадь – здесь застыло средневекове время. А в здании музея времени, похоже, оно нарочно задержалось, чтобы мы смогли прикоснуться к нему и дорожить каждой минутой, нам отведённой.
Андрей Фозикош
«Чехия сегодня»