В замке Гоуска, по преданиям, расположен вход в ад. А стены часовни расписаны фресками, тайный смысл которых до конца не разгадан.
Фресковую живопись отличает уникальное свойство влажной штукатурки впитывать в себя краски и соединяться с ними в один монолитный слой. Эта техника была известна ещё в Древней Греции, но расцвета достигла в Средние века. Чехия может похвастаться прекрасными фресками, украшающими кафедральные соборы старой Богемии и многочисленные замки. Об одной такой «картине», сделанной вопреки всем канонам на совершенно необычном месте, мы и хотим рассказать.
C давних времён это некогда глухое место в районе города Ческа Липа пользовалось дурной славой – здесь пропадали люди, «ни с того ни с сего» умирали птицы. Но вот однажды тут появилась крепость. Кого она защищала по сей день неизвестно – никакой стратегической ценности в ней нет и не было. Удивляет её необычная форма, приближенная к квадрату, и то, что все хозяйственные постройки были вынесены за пределы крепостных стен… Временами здесь появлялись рыцари высокого ранга, но кого они охраняли? Судя по структуре постройки и слухам, здесь хранилось нечто не от внешних врагов, а наоборот – то, что нельзя было выпустить наружу… Как утверждает древнее предание, замок Гоуска был построен на «вратах ада», которые однажды «разверзлись, и вся нечисть полезла наружу». Предание, конечно, может быть преувеличением, но есть здесь вещи действительно необъяснимые.
Во-первых, обратим внимание на этимологию слова «Гоуска»: это никакая не «булочка», как перевёл бы название замка любой чех. Мрачную славу эти места приобрели ещё в бытность здесь кельтов, которые называли территорию «Gos-ca», что в переводе значило «Врата».
Во-вторых, трудно найти объяснение строительства крепости там, где она не нужна. Странно и то, что на территории крепости не было источников воды.
И, наконец, в-третьих, вызывает вопросы удивительная фреска, прекрасно сохранившаяся в часовне с древних времён. Часовенка, по сути, и является средоточием всего замка. Считается, что она была построена ровно на том самом месте, где раскололась скала, обнажив отверстие в пекло – в качестве затвора. Говорят, одному заключённому, приговорённому к смерти, предложили спуститься по верёвке вниз, чтобы он посмотрел, что там, пообещав ему за это свободу. Длинная верёвка ещё не была размотана и на половину, как снизу послышались истошные вопли заключённого… Вытащили его совершенно обезумевшим и абсолютно седым. Через несколько дней он умер.
Фреска посвящена святому Распятию и признана одной из ценнейших в Центральной Европе. Картина удивительна хотя бы тем, что вопреки всяким канонам на ней можно различить не только святых, но и совершенно чуждые возвышенному миру сущности. Если говорить о положительных героях, то главной фигурой картины является архангел Михаил – признанный «вождь воинства Господня» и защитник от сил тьмы и зла. А вот что касается сущностей – то их там несколько. Некоторые из них, опять-таки вопреки церковным правилам, изображены вверх ногами, но самым загадочным является странный «лучник» с огромным луком, который он держит почему-то в левой руке, и… с хвостом. Объяснения этому изображению нет до сих пор. По сей день не ясны причины, почему некоторые люди падают в этой самой часовне в обморок, а ни одно животное, даже собаку, сюда калачом не заманишь. Загадка и то, почему здесь почти невозможно сделать более-менее качественный снимок или снять видео.
Оксана Хорст
«Пражский телеграф»