Преодолев более чем 5000 км за 30 дней на велосипедах, участники марафона «Ханты-Мансийск-Прага» 23 августа наконец-то прибыли в Прагу. С ПТ поделились эмоциями и впечатлениями координатор проекта Константин Репин, президент федерации велосипедного спорта ХМАО-Югры Владислав Малютин и куратор велосипедного марафона Илья Шаритин. С героями велопробега по бездорожью и бессилью побеседовал Артём Коврыженко.
Скажите, когда зародилась идея марафона и как она воплощалась в жизнь?
Владислав Малютин: В 2010 году мы с ребятами как-то собрались и пришли к мысли сделать такой проект. Начали с того, что пытались найти заинтересованных спонсоров. Нам очень хотелось начать марафон в 2010 году, но в силу финансовых трудностей он был перенесён на 2011. Идея заключалась в том, чтобы проехать на велосипедах определённое расстояние за определённое время. Однако суть марафона не столько в преодолении дистанции, сколько в попытке поменять отношение к спорту и велосипедному спорту, в частности. Основной упор делается на молодёжь, ведь 2010 и 2011 года как-никак названы годами молодёжи.
А почему вы выбрали именно Прагу конечным пунктом маршрута?
Владислав Малютин: Прагу мы выбрали потому, что она имеет очень древнюю историю и готическую красоту. Увидеть Прагу – вот что стало мотивацией для многих участников.
Константин Репин: А мне лично очень хотелось проехать по знаменитым велосипедным дорожкам Чехии.
Кто учувствовал в марафоне? Были ли среди участников профессиональные спортсмены?
Константин Репин: В команде у нас 12 человек, а также 4 человека из сопровождения. Возраст участников колеблется от 20 до 55 лет. Среди участников есть пара спортсменов. Но это биатлонисты и спортсмены-лыжники. Велосипедным спортом у нас никто не занимался профессионально.
Но после того, как вы проехали такое расстояние, вас уже, наверное, можно считать профессионалами?
Владислав Малютин: В профессиональных велосипедных школах за тот срок, что мы ехали, преодолевается расстояние в два раза больше. Поэтому профессионалами нас назвать трудно. С другой стороны, мы делали ставку на морально-волевые качества, на развитие командного духа. Время, проведённое в дороге, было, прежде всего, временем подумать о себе и о жизни, а не соревнованием. Наш проект больше напоминал телешоу «Последний герой», когда каждодневной целью было поесть и поспать.
Как проходила подготовка к марафону?
Константин Репин: Во-первых, стоит упомянуть, что мы до начала марафона не до конца понимали, что нас ожидает. Многие вообще не понимали, куда они поехали. Наверное, думали, что на пикник. В качестве подготовки мы ездили на выносливость по городу, а за несколько дней до начала марафоны провели небольшой медосмотр. Для нас марафон был, в первую очередь, приключением, к которому мы подходили соответствующим образом. Всегда старались быть «на позитиве» и не упускали момент, чтобы пошутить. Не подумайте, что кроме дороги мы ничего не видели. Находили время (даже если это полчаса), чтобы осмотреть интересные места.
Илья Шаритин: Что касается подготовки, то хотелось бы упомянуть инструктаж перед марафоном. Ведь наши организаторы уже «пережили» марафон в Лондон и они поделились с нами советами по техническим аспектам, а также отличиям в ПДД Европы.
Какие у вас сложились впечатления о Европе?
Константин Репин: Для меня это было первое посещение европейских стран и мне было очень интересно наблюдать, как себя ведут люди. Европа от стран СНГ отличается, в первую очередь, чистотой. Люди здесь спокойнее и сдержаннее. В Словакии был интересный случай, когда у нас на границе брали интервью, показали по ТВ, а на следующий день люди на улицах нас начали узнавать. Чехия же удивила прекрасной едой и тем, что здесь ну очень много русскоговорящих. Порадовало соотношение цены и качества на услуги. Очень бы хотелось здесь подольше задержаться.
Владислав Малютин: Европа – это просто одно больше сосредоточение истории. Каждый маленький городок, каждый камешек несёт в себе что-то важное, какую-то частичку истории.
С какими проблемами вам пришлось столкнуться во время пути?
Константин Репин: Проблемы были совершенно разными. И технического плана, когда лопались колёса, и психологические, когда не хватало сил ни на что, и хотелось всё бросить. Но жизнь в коллективе отличается от домашней жизни. Мы старались быть друг к другу толерантными. Кроме того, в России, в отличие от Европы, велосипедист — «зверь» уникальный. А в Европе как-то аж дух захватывает, когда видишь семьи на велосипедах. И именно поэтому мы считаем, что наш проект направлен больше на Россию, чем Европу. А вообще стоит сказать, что не нам жаловаться. Нам по пути встретился такой же велотурист, который ехал из Хельсинки. Только он ехал совсем один. Вот ему было тяжело. Нас же сопровождала машина, куда в случае непогоды или травмы можно было спрятаться.
Владислав Малютин: В Европе одной из самых больших проблем была сложности дорог. Не раз блуждали в поисках нужной развязки. Но благодаря этим поискам мы увидели интересные места, которые другим бы образом не обнаружили бы.
Илья Шаритин: Для меня проблемой стало полное отсутствие опыта. Я даже велосипед напрокат брал. Цель для себя поставил: доехать и закалить характер. Когда едешь на велосипеде, то мировоззрение расширяется. Это не то, что на самолете или поезде путешествовать. Можно, конечно, упомянуть проблему нормально поесть и поспать, но к этим трудностям мы были готовы.
Где вам пришлось тяжелее всего?
Илья Шаритин: Целесообразней всего будет ответить на этот вопрос мне, ведь опыта у меня не было, да и велосипед был у меня самый обычный – туристический. Самым сложным отрезком была дистанция «Челябинск – Уфа». Там была горная дорога, причём очень узкая, и по ней ехали фуры. Они старались быстро спуститься, чтобы легче преодолеть подъём, а мы старались ехать за ними, чтобы было меньше сопротивления ветра. Выработался своеобразный рефлекс при виде фуры — подгибать локоть, чтобы не задеть её.
А где больше всего понравилось?
Илья Шаритин: Больше всего, лично мне, понравилось в Карпатах, в западной Украине. Там просто шикарная природа, воздух и дороги. Вообще на Украине сейчас строятся хорошие дороги в рамках подготовки к футбольному чемпионату Евро 2012. Очень понравилось, как встречали в городах. Я могу с уверенностью сказать, что велодвижение здесь стало целой культурой.
Как вы отдыхали и питались?
Владислав Малютин: Для выполнения плана иногда приходилось ехать ночью, даже под дождём. В таких ситуациях боялись заболеть, поэтому после дождя мы старались найти сауну и хорошо пропариться. На территории России мы в основном ночевали в палатках.
Константин Репин: В Европе, в связи с тем, что мало знали о местности, старались не разжигать костры, т.к. боялись диких животных.
Изменились ли вы как-то после марафона?
Владислав Малютин: Естественно! В первую очередь в физическом плане. Это же не просто велосипедная прогулка. Нагрузка была очень большая. Поменялась походка, и это без шуток. Но главное это, конечно же, закалилась сила воли. О многом удалось подумать. Кручение педалей в определенный момент становится автоматическим, и разум очищается. Было время подумать о том, чтобы что-то изменить. Я думаю, именно такие проекты меняют людей и позволяют им сделать какой-то новый выбор в своей жизни.
Илья Шаритин: Конечно, сейчас много можно философствовать, но если по существу, то после велопробега я начал ценить те мелочи, на которые раньше не обращал внимания: помыться, постирать вещи, хорошо покушать.
www://ptel.cz