Джунгли Амазонии. Неприятной стороной миграции современной цивилизации становится загрязнение джунглей отбросами, которые природа просто не может «переваривать». Раньше все отходы индейцев были естественного происхождения и природа с ними справлялась сравнительно быстро. Теперь же, когда индейцы покупают современные промышленные товары и продукты в многочисленных лавочках в деревнях и поселениях, отходы на синтетической базе естественно не могут сами по себе растворяться в природе. Поэтому в перуанских джунглях, как и в лесах «цивилизованных» европейских стран, можно встретить бутылки из под кока-колы и другие отходы «цивилизованного» мира.
Через несколько часов марш-броска с полным нашим снаряжением подходим к переправе через реку. На берегу, однако, кроме двух малышей, играющих у речки никого нет. Ждем в тени деревьев, пока из индейской деревеньки, стоящей на бугре за рекой, кто-нибудь спустится к нам. Жара — около сорока градусов. Ждем, однако, напрасно. Наш проводник Харим поднимается и идет к играющим невдалеке ребятам. И совершается чудо — Харим возвращается в сопровождении малыша лет шести, который отвязывает здесь же привязанную лодку и, помогая себе шестом, перевозит нас поочередно через бурную речку на небольшой, узкой лодке-долблёнке, готовой перевернуться от даже небольшого нашего движения.
Наш путь под палящим солнцем продолжается еще несколько часов. Жарко, пот течет в три ручья, но я иду след в след за нашим проводником Харимом. Харим иногда останавливается, чтобы показать и объяснить что-либо интересное – каучуковое дерево, лиану аяхуаски, небольшое ядовитое деревце, до которого лучше не дотрагиваться. На нашем пути мы встречаем индейцев, которые вполне дружелюбно нас приветствуют и тихо исчезают в зарослях джунглей. Когда же мы проходим через небольшие поселения нас встречают ребятишки, которые спрашивают, если у нас нет каких-нибудь сладостей для них. Наконец-то мы достигаем небольшого водопада и хоть на короткое время прячемся от палящего солнца в прохладной воде под водопадом.
Священный камень Кумпанама
Еще час перехода и мы, наконец, у цели нашей экспедиции – огромного валуна (длина – 17 м, ширина – 14 м, высота – 4,5 м), обросшего мохом и непонятным образом очутившимся в дебрях Амазонии. Священный для индейцев камень, разрисованный до сих пор необъясненными волшебными петроглифами, носит имя божества Кумпанама. По мнению людей, верующих в божественную силу природных явлений, камень Кумпанама заряжен огромной энергией, которую он передает во время медитации на нем или же рядом с ним. После тщательного исследования петроглифов и медитации на гребне валуна, мы заряжаемся необходимой энергией для того, чтобы после дороги отправиться искупаться в прохладном водоеме под двумя близнецами-водопадами.
Ночь в гамаках под открытым небом, вблизи божественного камня, освещенного таинственным лунным светом. Удивительная умиротворенная тишина. В темноте мелькают тысячи светлячков, создавая сказочную атмосферу ночной Амазонии. Перед погружением в сон мы успеваем полюбоваться ясным звездным небом…
Утро в джунглях – нас окружает сочная зелень и пение птиц. Как в раю кружатся над нами маленькие колибри и большие бабочки. В этом райском месте джунглей Амазонии — вдали от удобств цивилизации, сотовой связи, электричества — мы проводим несколько дней.
В тот день, когда мы собираемся в обратный путь, нас настигает сильнейшая гроза. Переждав эту буйную стихию, мы вскидываем облегченные рюкзаки и наше путешествие начинается в обратном направлении. На пути назад нам не повезло у переправы через бурную речку. Когда мы подошли к индейскому поселку на берегу реки все индейцы в этот воскресный день были на футбольном поле. На нашу просьбу перевезти нас через речку мы получили категорический отказ. В итоге нам пришлось переходить речку вброд. Мы нашли удобное, как нам показалось, место и с рюкзаками над головами начали переходить речку. Глубина была небольшая – всего лишь до пояса, но быстрое течение и скользкие камни сделали свое нехорошее дело и один из нас оказался под водой. И все-таки к вечеру, усталые, но счастливые мы добрались до первой остановки в цивилизованном мире – поселка Балсапуэрто.
Алексей Литвин
«Пражский телегрнаф»