От зенита славы до урановых рудников

Hokkej CSSR Istoria Новости Чехии Хоккейная история

История чехословацкого хоккея накопила достаточно весёлых и грустных моментов. Однако многие болельщики, особенно молодые, – чехи, русские, канадцы,– об этом не знают вообще ничего.

После проигранного четвертьфинального матча с США (2:3) чешская национальная сборная по хоккею распрощалась с чемпионатом в Дании. Комментаторы с грустью констатировали, что наша хоккейная сборная уже не может просто автоматически рассчитывать на какую-либо медаль. Медальный «пост» длится с 2012 года, когда Чешская Республика завоевала на чемпионате в Швеции и Финляндии бронзу.

 

Досрочные торжества

 

В 1947 году в Праге проходил чемпионат мира по хоккею. Канада не принимала участия, поэтому однозначными фаворитами были команды Чехословакии и Швеции. Во время их встречи Чехословакия проиграла 2:1. Фанаты были глубоко разочарованы, национальная сборная проклиналась, а шведы перед последним матчем с командой-аутсайдером из Австрии уже чувствовали себя победителями. Король Густав им даже успел послать поздравительную телеграмму.

 Из воспоминаний уже другого Густава, легендарного Густава Бубника, одной из ключевых фигур чехословацкого хоккея, спустя десятки лет: «Поскольку в Праге у нас было (и все ещё есть) множество красивых девушек и достаточно алкоголя, то шведы отмечали свою победу вплоть до утра» и проиграли в тот же день матч аутсайдеру – Австрии – со счётом 1:2.

Сначала на стадионе «Штванице» была пара сотен зрителей. Узнавая по радио о ходе матча, люди начали тысячами съезжаться на стадион, чтобы поддержать австрийскую сборную, которая вела 1:0 и 2:1. Выигрыш аутсайдера открыл для Чехословакии путь к золотой медали – титулу первого чемпиона мира в истории.

 В эйфории после матча зрители ринулись на лёд и прямо в форме пронесли австрийских игроков примерно километр на руках в их гостиницу на Поржичи. Вечером Чехословакия выиграла у США и стала чемпионом мира.

 

С футбольной площадки – на лёд

 

В конце сороковых годов русские приняли решение, что научатся играть в традиционный канадский хоккей на льду с шайбой. До этого времени в России и Советском Союзе играли в так называемый «бенди», русский хоккей – хоккей с маленьким мячом и изогнутыми клюшками. Продолжительность игры ограничена по времени – 2 тайма по 45 минут. В каждой команде по десять полевых игроков с клюшками и одному вратарю без неё. Этот тип хоккея до сих пор популярен в России и в скандинавских странах. По хоккею с мячом проводятся и международные чемпионаты. В 1948 году в СССР пригласили пражский клуб LTC Прага, в то время самую лучшую европейскую команду, задачей которой было показать основы новой для советских игроков и публики игры. Советские чиновники живо интересовались незнакомой для них экипировкой игроков, фотографировали и измеряли её, чтобы наладить собственное производство. Была сформирована первая советская сборная по хоккею, сыгравшая с LCT три матча. Первый матч русские выиграли со счетом 6:3, второй проиграли 3:5, а третий закончился ничьей 2:2.

 Советское руководство во главе со Сталиным осознавало значение хоккея в пропаганде и международной демонстрации сил. Свыше спустили приказ о том, что советская сборная не может довольствоваться каким-нибудь вторым или третьим местом в мировых состязаниях, её задача – только выигрывать. Просто надо тренироваться и совершенствоваться до тех пор, пока победа не будет гарантирована.

 Советская сборная в течение нескольких лет провела массу товарищеских международных встреч с национальными сборными Финляндии, Швеции, Польши и Чехословакии, в которых часто побеждала со значительным перевесом. После этого, в 1954 году, впервые участвуя в чемпионате мира, сборная сразу завоевала свою первую золотую медаль, а капитан сборной Бобров получил титул лучшего нападающего чемпионата.

 В течение последующих десятилетий советские и российские национальные сборные были в международных турнирах очень успешны и часто выигрывали у чехословацких/чешских национальных сборных.

 

1950 – ЗВЁЗДЫ НА УРАНОВЫХ РУДНИКАХ

 

Чемпионат мира в 1949 году в Швеции принёс ещё один успех чехословацкому хоккею. Впервые Чехословакия выиграла у Канады и увезла с собой золотую медаль.

 На Центральном вокзале в Праге игроков ожидали тысячи болельщиков. Присутствовали здесь и члены правительства во главе с Председателем правительства Антонином Запотоцким. Восторг был настолько велик, что Густав Бубник спустя десятки лет всё ещё вспоминал: «Если бы у Запотоцкого в руках была гармошка, наверное, он бы в нашу честь и сыграл».

Запрет выезжать за границу на Запад объявили на следующий год. Чехословакия была уже огорожена колючей проволокой. Свободным путешествиям пришёл конец. Вчерашние герои не имели права выехать на следующий чемпионат в Лондоне в 1950 году.

 Причина была простая: некоторые игроки подозревались в желании эмигрировать и создать эмигрантскую чехословацкую сборную. Несколько дней игроки не знали правды и надеялись, что задержка отлёта вызвана лишь административными недоразумениями (вроде бы два журналиста не получили английскую визу).

 Пражские игроки встретились в трактире «У Герцлику» недалеко от Национального театра, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. За пивом они узнали, что решение окончательное. На чемпионат мира в Лондоне они не поедут, значит и не смогут подтвердить завоеванный в прошлом году титул. Настоящей причиной является не виза журналистов, которую они уже получили, а всего лишь запрет покидать республику, чтобы не было возможности эмигрировать.

 Густав Бубник вспоминает: «Тогда и было самое большое веселье с руганью и бранью, что мы не улетели. Мы тогда прилично покуражились. Могу сказать, что мы ругались, время от времени выбегая на площадь с криками: ”Смерть коммунистам!” и ”Мы не допустим, чтобы нам отрезали крылья, мы скажем правду!“».

 В итоге двенадцать игроков национальной сборной были арестованы и приговорены к достаточно большим срокам наказания (в общей сложности семьдесят семь лет) за предательство родины, шпионаж в пользу Запада, подготовку к эмиграции, высмеивание руководителей партии и государства и так далее. Некоторые из обвинений были почти фантастическими: якобы Вацлав Рожиняк (десять лет) планировал привезти из Праги в Лондон галстуки для живущего там эмигранта-теннисиста Дробного.

 Спустя несколько лет, проведённых в жесточайшем режиме на урановых рудниках в Яхимове, «звёздные заключённые» были переведены на урановые рудники в Пршибраме, где условия были более сносными. В лагере вокруг шахты они могли играть в волейбол и баскетбол. А зимой им даже разрешили построить хоккейную площадку. От руководства они получили коньки и экипировку, чтобы спустя долгое время могли снова взять в руки клюшки.

 Помиловал хоккеистов президент Антонин Запотоцкий, тот же политик, который пару лет назад чуть не сыграл для них на гармошке на пражском Центральном вокзале, когда они возвращались в Прагу, завоевав титул чемпионов мира в Стокгольме.

 В любом случае, своеобразный юмор и свою преданность «клюшке и хоккею» проявил 82-летний Густав Бубник, когда в одном из своих последних выступлений по телевидению в программе «13-я комната» удивил ведущую тем, что с улыбкой пожаловался: «23 января 1955 года нас, к сожалению, выпустили из тюрьмы, поэтому в хоккей в том лагере я так и не сыграл».

 Игроки не эмигрировали, официальная государственная пропаганда с виду не потерпела поражения. Однако то же самое нельзя сказать о чехословацком хоккее. Помилованные игроки не имели права играть в национальной сборной. Понадобилось несколько лет, чтобы заполнить пробелы в команде.

 

Милан Фалтус

«Пражский телеграф»