За последние 40 лет он является единственным человеком, ставшим абсолютным чемпионом мира, и одним из трёх абсолютных чемпионов мира. Он – человек-легенда. Легенда бокса. О том, чем сейчас занимается чемпион и о перспективах школы российского бокса с Константином побеседовал собственный корреспондент ПТ в Москве Арам Тер-Газарян.
Вас пригласили тренировать Дениса Лебедева против легендарного Роя Джонса. Какой была первая мысль, когда Вы об этом узнали?
Я, честно говоря, и не очень помню, как это происходило. Помню только, что сразу согласился, чтобы помочь нашему боксеру. Кажется тогда ко мене пришёл Володя (Владимир Хрюнов) и сказал, что они начали договариваться с Роем, я почувствовал, что мне есть что передать Денису. Я его давно знаю. Он хорошо выступал на моих программах, часто выступал, и сомнений по-поводу его подготовки у меня не было. Я следил за его карьерой и был рад, когда он выиграл у Алексеева и сильно расстроился, когда он проиграл Хуку.
На Ваш взгляд, в чем причина его поражения Хуку?
Я видел, что с ним что-то не то происходит. Но тех пор, пока мы с ним не сели и не разобрали ситуацию, не смог понять, из-за чего у него в том бою не было нужного настроя. Причина, как говорится, в глубинных играх психики.
То есть Вы работаете ещё и как профессиональный психолог?
Да. Но не только для него, в первую очередь для себя. Я сам всё это должен пройти, чтобы помогать Дениске. Все мои действия в течение жизни проходили через долгий и тщательный анализ моего поведения. Я очень рано стал читать серьёзную психологическую литературу, поэтому отношусь именно к этому аспекту тренировки с огромным вниманием.
Многие комментаторы почему-то считают, что Рой Джонс, имея огромный боксерский талант, выигрывал только за счёт него и почти не уделял внимания базовой боксерской подготовке. Вы с этим согласны?
Нет такого явления как победа за счёт таланта. Он, как и все мы, умеет по-настоящему пахать. Для того, чтобы быть тем, кем стал он, одного таланта недостаточно никому – надо уметь и заставлять себя работать.
Как Вы оцениваете нынешнее состояние Роя Джонса. Всё-таки он возрастной спортсмен.
Могу сказать только по его телу – он в хорошей форме.
Вы уже выбрали тактику ведения боя?
Конечно. Но не скажу какую. Как и не скажу, что нового придумал для Дениса. Но только одно то, что мы подобрали ему в спаринг-партнеры двух американских чемпионов, даже учли такой психологический момент, как то, что один из них – чёрный, должно навести тренеров Джонса на понимание серьёзности наших намерений.
То, что спарринг-партнер чёрный имеет какое-то серьёзное значение?
Нет, но как деталь для настроя помогает.
Что сейчас происходит с российской школой бокса?
А сколько сейчас российских чемпионов мира? Один! И этим всё сказано. В России нет системы профессионального бокса. Системы перехода из любителей в профессионалы, бизнес системы. И дело не только в боксерах, я говорю и про менеджеров, промоутеров, тренеров и организаторов боев. Сейчас в России все боксерские организации разрозненны. Каждая хочет урвать кусок побольше и спорт в чистом виде от этого только страдает. Нужен человек, который бы объединил все эти организации. Создал единую цепь, которая объединила бы всех от спортсменов до телевизионщиков.
А Ваша школа бокса способна создать такую цепочку?
Создавая школу я не ставил перед собой таких целей. Я живу на две страны. Моя семья живёт в Австралии а чтобы посвятить себя этому, я должен 24 часа в сутки 365 дней в году заниматься только созданием такой системы. Я не готов к этому на данный момент.
После ухода из бокса, Вы же не сразу занялись созданием школы. Почему? Был какой-то переходный период?
Конечно, была ломка. Примерно полгода колбасило.
Что это было?
Было страшно не найти себя в новой жизни. Спортсмены заняты круглые сутки. Жизнь – это только работа и, естественно, так получилось, что я фактически не умею отдыхать. Самое сложное после ухода из спорта было – научиться жить, как все остальные люди.
Может Вам стоило морально подготовиться к этому и уйти из спорта не так рано?
Мне на тот момент уже было 37 лет – далеко не молодым человеком был. А для спорта возраст вообще предпенсионный.
И как избавились от этого депрессивного состояния?
Сын помог. После моего последнего боя, в котором я проиграл, он заступился за меня в школе, когда его одноклассники начали говорить про меня всякие глупости. По-мужски ответил. И тут же у него начались серьёзные проблемы с администрацией школы и учредителями. В Австралии с этим очень строго, не как в России. А он знал, что его ждёт после того, как он защитит меня и переступил через эту грань. И вот когда после этого я пришёл к нему в школу и увидел его «на ковре» у директора, то посмотрел на жизнь другими глазами. Решил, что хватит ломаться и надо работать. Этот случай мне помог измениться. Я даже внешне тогда стал другим – таким толстым и классным…
Вы были против, когда Ваши сыновья тоже выбрали бокс?
А что я мог поделать, они с детства жили боксом. Это их выбор. Младший недавно выиграл чемпионат Австралии. Старший дважды турнир «Golden Last» и занял третье место на чемпионате Австралии.
То есть со взаимопониманием всё в порядке и Вы их понимаете не только, как отец, мужчина, но и как боксер?
Да.
А в каком состоянии пребывает боксер перед боем?
Я только для себя лично охарактеризовал это так… Вы женаты?
Да.
Дети есть?
Есть.
Значит, понимаете, что такое беременная женщина.
Вполне.
Вот в течение подготовки в бою, я сравнивал себя с беременной женщиной. Очень многое меня раздражало, то, что в обычной жизни вообще не привлекло бы внимания. Постоянно был раздраженным и вспыльчивым.
И как себя успокаивали?
Как в анекдоте, когда человек говорит: «Мне-то нормально, я не напрягаюсь. Но вот другим тяжело».
Вы бывали в Чехии?
Да! И прекрасно провел там время! Ещё много лет назад я принимал участие в турнире имени чешского боксера Вацлава Прохацки. А год назад читал лекции на конгрессе тренеров бокса, проходившем в Праге.
И что больше всего понравилось?
Сама Прага. Сразу полюбил просто гулять по городу. Хорошие магазины, кстати. Ещё Карловы Вары понравились. Мы туда съездили, посмотрели, что творится и получили массу позитивных впечатлений. И русских много, что тоже радовало. Ещё была весна и всё цвело. Прекрасная страна.
* * *
Константин Цзю родился 19 сентября 1969 года в Серове, небольшом промышленном городе. Когда Косте было девять лет, его отец, почувствовавший, что неуёмной энергии сына нужен какой-то выход, привёл его в секцию бокса местной Детско-Юношеской Спортивной Школы.
Начав участвовать в соревнованиях, Константин почти сразу добился хороших результатов: он последовательно становился чемпионом города, района и области, а в 1985 году выиграл Всероссийские юношеские игры. В 1987 году он становился чемпионом СССР среди юниоров, а затем завоевывал золотые медали первенств СССР уже среди взрослых.
За годы выступлений на любительском ринге Константин провел 282 боя, одержав победы в 270 из них.
Пиком любительской карьеры Константина Цзю стала победа на чемпионате мира 1991 года в Австралии. После этого боя Костю пригласили переехать жить в Сидней и перейти в профессионалы.
19 января 2003 года успешно защитил свой титул абсолютного чемпиона мира в Мельбурне, в бою против американца Джеймса Лейджа.
В 2005 году после поражения от Рикки Хаттона Константин ушёл из большого спорта.
В настоящее время Константин Цзю является одним из тренеров Дениса Лебедева и помогает ему готовиться к поединку с американцем Роем Джонсаном-младшим, который состоится 21 мая в Москве.
* * *
Константин Цзю обладатель трёх поясов самых престижных организаций — Всемирного боксерского совета WBC, Всемирной боксерской ассоциации WBA и Международной боксерской федерации IBF.
* * *
В начале 2011 года Константин решил заняться торговлей одеждой. Первый бутик торговой марки «Kostya Tszyu» открылся в феврале в Екатеринбурге. Правда, цены в бутике бьют по карману не хуже самого боксера. Например, теннисные шорты и футболка обойдутся в 440 евро, фирменная тёплая куртка – в 1000 евро.
«Пражский телеграф»