Валентин Булгаков: хранитель познания

Praha Russk Kultur Istor Muzej 1933 Новости Чехии Русский культурно-исторический музей Булгаков

Иногда на свет появляются люди, жизнь которых подобна миссии. По воле рока они неизбежно скрепляют мир, сохраняя пошатнувшийся баланс Вселенной. К созидательным личностям такого рода относится Валентин Фёдорович Булгаков – человек, внутренним светом которого согревалась русская культура.

Булгаков родился в 1886 году в сибирском городе Кузнецке. Отец его был штатным смотрителем училища Кузнецкого округа и почётным гражданином города. По его инициативе в Кузнецке появилась общественная библиотека, а Валентин, который с детства был погружен в чтение, по отцовскому примеру устроил в прибранном курятнике детскую библиотеку.

«Милый, поэтический уголок! Твои горы, широкая, светлая, быстрая река, старинная каменная полуразвалившаяся крепость с пушками на горе над городом, обилие цветов, благодатный воздух, милые, простые обыватели – навсегда останутся в моей памяти», – вспоминал Валентин детские годы.

 

В поисках себя

Закончив с отличием томскую гимназию в 1906 году, Валентин Булгаков поступил в Московский университет. Годом позже он познакомился с Л.Н. Толстым. В Ясную Поляну молодой студент ездил регулярно с 1907 по 1909 гг. После ареста Н.Н. Гусева, секретаря Льва Николаевича, Валентин получил предложение занять это место. 17 января 1910 года по совету близкого друга Толстого издателя Н.Г. Черткова 23-летний Булгаков стал секретарём великого русского писателя, проработав последним до ноября того же года. Впоследствии Булгаков запечатлел свои воспоминания в работе «Л. Толстой в последний год жизни». После кончины писателя преданный ученик погрузился в изучение толстовской библиотеки в 22 тысячи книжных томов, которое в 1914 году было прервано арестом за антивоенную пропаганду.

После 13-месячного заточения в тульской тюрьме Булгаков возглавил с 1917 года Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве. С 1920 года Валентин Фёдорович одновременно стал хранителем Дома-музея Льва Толстого в Хамовниках. Тремя годами позже Булгаков оказался на печально известном «философском» пароходе, преследуемый, как и тысяча обескровленных, за гуманистические идеи инакомыслия. Пароход отплывал на чужбину.

Валентин Фёдорович и здесь пропагандировал концепцию своего учителя в своих поездках в Австрию, Болгарию, Францию, Германию, Швейцарию и Югославию, и, наконец. обосновался в Праге, где возглавил пражское отделение международной организации «Интернационал против войны», отстаивая личные антимилитаристские взгляды. С 1924 по 1928 гг. Валентин Фёдорович был председателем Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии. Известна его дружба с М.И. Цветаевой. Он находился в постоянной переписке с Р. Ролланом и А. Эйнштейном.

Чешский период жизни Булгакова связан, прежде всего, с формированием Русского культурно-исторического музея (РКИМ), который официально открылся в 1935 году: «Русский Свободный Университет в Праге покорнейше просит Вас пожаловать на торжественное открытие Русского культурно-исторического музея, которое состоится в воскресенье 29 сентября 1935 года в 3 часа дня… в Збраславе под Прагой».

Praha Zbraclav Zamek Новости Чехии Замок Збрацлав ПрагаЗбраславский замок, лежащий в 10 км от Праги, был выбран неслучайно. Известный меценат Кирилл Бартонь-Добенин по ходатайству самого Карла Крамаржа передал историческое здание под благие нужды: «Целью музея является собирание, хранение, изучение и экспонация памятников и материалов, относящихся к истории, жизни, творчеству и быту русской эмиграции и русского зарубежного населения вообще». Одним из первых спонсорских вложений в размере 3000 крон осуществил и Т.Г. Масарик.

По сакральному замыслу Булгакова музей включал 4 основных отдела: художественный, исторический, культурно-исторический и отделение русской старины. 14 комнат замка постепенно наполнялись экспозициями русской культуры. В 1938 году свету открылся рериховский зал с 15 картинами художника, привезенными из Индии и Югославии. Сам Рерих высоко оценивал булгаковское детище, называя его «маяком русского искусства и науки за рубежом».

 

Центр российской культуры

Bulgakov Michail Praha Новости Чехии Булгаков МихаилМузей был открыт каждое воскресенье с 10 утра до 17 часов вечера. По существу, Булгаков был единственным научным сотрудником збраславской «сокровищницы», получая жалованье в 500 крон – половину зарплаты университетского лаборанта. При этом каждый желающий мог заглянуть в царство русской культуры лишь за 1 крону. Коллекция Булгакова, между тем, состояла из более чем 400 произведений живописи и скульптуры, среди них работы Репина, Коровина, Рериха, Бенуа. Литературное наследие насчитывало свыше 3000 книжных томов с корреспонденцией и личными автографами писателей.

В 1941 году Булгаков был арестован в первый раз, во второй – в 1943. Но и в заключении в фашистском Вюрцбурге он читал лекции об учении Л. Толстого.

Освободившись в июне 1945 года, Булгаков все силы отдавал на восстановление культурно-исторического детища. В конечном итоге целую коллекцию РКИМ он передал музеям СССР, навсегда возвращаясь в отчий дом: «В 1948 году я выслал в Россию 25 ящиков с книгами, рукописями, предметами русской старины и более 150 работ русских художников: картины Репина, Рериха, работы Билибина, Добужинского». 15 работ Н.К. Рериха он подарит Третьяковской галерее, где они и по сей день находятся в постоянной экспозиции.

Вспоминая годы зарождения РКИМ, ставшего центром русского сознания, Валентин Фёдорович отмечал: «Я работал для музея с самозабвением. Не жалел ни сил, ни времени. Забывал часто о своих обязанностях главы семьи. Работа любимая, работа около искусства, культуры, работа, посвященная русскому делу, доставляла мне огромное удовлетворение. Мысль же о том, что собирается всё это для Родины и что, следовательно, вся моя работа по заведованию музеем посвящена Родине, наполняла мою душу глубокой радостью».

«Я страстно жаждал найти смысл своей жизни, архимедову точку опоры, и уверял от всего сердца самого себя, что, если бы у меня был ясный, понятный смысл жизни, если бы я точно знал, для чего я живу, я бы пожертвовал всем, чтобы жить согласно ему», – когда-то говорил Булгаков-гимназист.

 

Евгений Бессонов

«Пражский телеграф»