Президент ЧР Милош Земан выступил на приёме в посольстве РФ в ЧР, призвал к росту инвестиций и удивил собравшихся цитированием детской песни в оригинальной обработке.
9 мая светило солнце. На лужайке перед посольством РФ в ЧР собрались гости, приглашённые на приём в честь Дня Победы. К ним обратились посол РФ в ЧР Сергей Киселёв и президент ЧР Милош Земан.
Если Сергей Киселёв придерживался традиционных для таких выступлений канонов, то Милош Земан решительно эти все каноны нарушил.
Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в ЧР отметил значение Победы во Второй мировой войне и тот вклад, который внесли чешские воины, пройдя путь от Бузулука до Праги.
Сергей Киселёв не преминул упомянуть и чешско-российское экономическое сотрудничество, отметив значимость проекта достройки АЭС «Темелин» для будущего развития как взаимных отношений, так и экономики ЧР.
Милош Земан в своей ответной речи был традиционно малопредсказуем и ершист. «Знаете ли Вы, каков объём российских инвестиций в ЧР?», — обратился Милош Земан к Сергею Киселёву и, не дожидаясь ответа, продолжил: «0,8%. Да, 0,8%. При этом у словаков и американцев – до 5%». Милош Земан привёл в пример лидеров по объёмам инвестиций – Австрию, Голландию, Германию. Тем, кто представляет себе источники и географию инвестиций, сравнение показалось странным.
Голландские инвестиции в ЧР, как, впрочем, в Россию, Украину, Беларусь и другие страны – это, как правило, инвестиции своих же, местных фирм за счёт денег, выведенных в более благоприятные с точки зрения налогообложения зоны (Голландию, Кипр и т.д.).
Милош Земан сходу призвал российского посла увеличить объём российских инвестиций в чешскую экономику в ближайшие годы до 2-4%. За скобками выступления президента осталось, почему с этими словами президент обратился к Сергею Киселёву, хотя адресовать их стоило, в первую очередь, министру иностранных дел ЧР Карлу Шварценбергу.
Если что и мешает притоку российских инвестиций в ЧР, то не действия государственных органов РФ, а визовая политика властей ЧР. Какой смысл вкладывать деньги в экономику Чехии, если даже люди, которые проинвестировали в Марианске Лазне 4 млн. евро и готовы вложить ещё в четыре раза больше, не могут получить в ЧР хотя бы рабочую визу?
Впрочем, Карел Шварценберг поспешил покинуть приём ещё до выступления президента страны, поэтому призывов Милоша Земана он всё равно не слышал.
Странно, что известный статистик Милош Земан упомянул только цифру объёма инвестиций, не сказав ни слова о том, что россияне являются лидерами среди иностранных инвесторов в ЧР по числу зарегистрированных коммерческих субъектов – 18 тысяч хозяйствующих структур.
«И если мы удовлетворены нашими экономическими отношениями на 90%, то необходимо сосредоточиться на тех 10%, которыми мы не можем быть удовлетворены», — продолжал Милош Земан. Речь пошла о российских менеджерах, которые, по мнению главы ЧР, не справляются с управлением чешскими предприятиями.
В качестве отрицательного примера президент ЧР привёл компанию Evraz Vitkovice Steel, которая под влиянием мирового фиансового кризиса сворачивает производство. «Вы не прячьте у себя хороших менеджеров, дайти их нам сюда!», — призвал Милош Земан Сергея Киселёва и в его лице всю российскую власть.
Обращение было явно не по адресу. Яхта Романа Абрамовича, главного владельца группы Evraz, по своим размерам вряд ли войдёт в устье Влтавы и в данный момент стоит на рейде в Нью-Йорке. Услышит ли Роман Абрамович, недавно в очередной раз ставший счастливым отцом, призыв чешского президента к смене руководства одной из его многочисленным компаний? Время покажет.
Завершил своё выступление Милош Земан чтением строк из детской песни советской эпохи. «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! (при этих словах Милош Земан почему-то показал на себя) Пусть всегда будет мир!». Так и осталось загадкой, что он имел в виду – мир во всём мире или чешско-российский консорциум МИР 1200. Если последний, то не посчитают ли конкуренты консорциума цитирование детской песенки однозначной поддержкой одного из участников тендера?
Наталья Судленкова
«Пражский телеграф»