Правительство премьер-министра Чехии Петра Нечаса пережило нынешний политический кризис и выстояло даже во время недавнего голосования о доверии правительству.
Факты, ставшие известными во время вызвавших кризис скандалов – подкуп коллег по партии, запись частных бесед, тесные связи политиков и лоббистов, негативно отразились на восприятии обществом чешской политики, но эмоции пока не влияют на главную цель, поставленную широкой коалицией – провести реформы, чтобы добиться сокращения дефицита бюджета.
Начало: «Дела общественные» и их дела
Политический кризис, пошатнувший правоцентристскую парламентскую коалицию трёх партий: гражданско-демократической, ТОП 09 и «Дела общественные» начался с судебного процесса, инициатором которого стали депутаты Кристина Кочи и Ярослав Шкарка. Оба обвинили Вита Барту, неформального лидера партии «Дела общественные» и в то время министра транспорта ЧР, в том, что при помощи взяток он пытался подкупить их за оказание ему поддержки и нераспространение информации о финансировании партии. Как выяснилось в зале суда, показания обоих депутатов были лживыми, но во время рассмотрения этого дела общественность стала свидетелем внутрипартийных отношений, которые один из комментаторов газеты MF Dnes назвал «сектантскими».
Вит Барта действительно одалживал коллегам по партии деньги без процентов, однако не было доказано, что за эти услуги он просил о какой-либо помощи. Этот факт не повлиял на вынесенный приговор: суд квалифицировал действия Барты как коррупцию. Назначенное наказание -18 месяцев условно. Обвинивший его депутат партии «Дела общественные» Шкарка получил три года лишения свободы за мошенничество, так как деньги он одалживал у Барты исключительно для того, чтобы впоследствии его дискредитировать.
Эта запутанная история вызвала небывалый резонанс. Во время судебного заседания чешская общественность стала свидетелем не только внутренних разногласий в партии «Дела общественные» (партия впервые прошла в парламент на парламентских выборах в 2010 году), но и спорных практик, принятых в чешской политике. Чтобы обвинить Вита Барту, депутаты нелегально делали записи их общих разговоров, лгали в суде.
Сам Вит Барта – владелец одной из крупнейших в Чехии компаний, предоставляющих услуги по охране общественных объектов ABL — собирался использовать партию в своих коммерческих интересах. После того, как разгорелся скандал вокруг «Дела общественные», в прессе опубликовали стратегию ABL, в которой в частности говорилось о планах выстраивания тесных отношений с одной из сильнейших чешских партий, Гражданской демократической, с целью получения заказов от государства.
Прибыль фирмы, которую возглавляет Барта, на 30 процентов зависит от заказов бюджетных организаций. Более того, возникли подозрения, что компания Барты тесно связана с чешской внутренней разведкой – BIS. ABL якобы получила от BIS и передала прессе записи телефонных разговоров бывшего мэра Праги Павла Бэма с лоббистом Романом Яноушком, из которых стало ясно, что политику — по крайней мере пражского магистрата – определяют не только избранные на выборах депутаты, а и те, кто представляет интересы частного бизнеса.
Коалиция под угрозой
Череда скандалов, коснувшихся сразу двух входящих в коалицию партий, естественно не могла не отразиться на деятельности правительства Петра Нечаса. Партия «Дела общественные» сначала согласилась в полном составе поддержать намеченные реформы, но в конце апреля в ней наметился раскол.
Несколько депутатов под лидерством депутата Каролины Пик вышли из партии «Дела общественные» и согласились на сотрудничество с коалицией, остальные члены решили уйти в оппозицию, хотя с оговоркой, что поддержат законодательные предложения «как справа, так и слева» — в случае, если они не будут противоречить тем целям, которые поставила перед собой партия перед выборами. Голосование, состоявшееся в нижней палате парламента 27 апреля не выразило вотум недоверия правительству – 105 депутатов поддержали продолжение его работы, однако ясно, что все намеченные коалицией реформы реализовать не удастся.
Камнем преткновения стал вопрос валоризации пенсий. «Дела общественные» — уже без вышедших из парламентского клуба депутатов во главе с Пик — отказалась поддержать предложение по увеличению пенсий лишь на треть от уровня инфляции и роста зарплат. Ранее процент повышения пенсий полностью соответствовал показателям инфляции.
Правительство посчитало, что за три года (срок, на протяжении которого действовала бы ограниченная валоризация пенсий) можно было бы сэкономить почти 48 миллиардов крон. «Дела общественные» считают, что экономии можно достичь другим путем, позволив людям работоспособного возраста отчислять 1 процент собственной зарплаты на пенсию родителям. Кроме этого, недавно входившая в коалицию партия не согласна с принятием закона о возмещении ущерба и возвращении имущества церкви, который был частью коалиционного договора.
Люди на улицах: почему растут долги?
21 апреля Вацлавскую площадь почти целиком заполнили протестующие, требующие отставки правительства. По утверждению профсоюзов, это была самая массовая демонстрация со времен «бархатной революции». В их заявлении говорилось о причинах немедленной отставки правительства — не только из-за небывалого уровня коррупции, но и из-за увеличения внешнего долга – при том, что министры постоянно подчеркивают необходимость сократить дефицит бюджета и увеличивают налоги.
Только за прошлый год внешний долг Чехии вырос на 106 миллиардов крон и достиг 49,2 процентов ВВП. Более половины этого долга приходится на государство: кредиты на развитие инфраструктуры, полученные из фондов Европейского Союза, а также обязательства по облигациям, проданным инвесторам. Четверть внешнего долга Чехии составляют долги банков, однако по сравнению с годом ранее объём этого долга уменьшился.
По данным Чешского национального банка, внешняя задолженность страны в первую очередь увеличилась из-за роста долгов предприятий. В денежном выражении на каждого жителя Чехии приходится 154 тысячи крон долга. При этом по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Чехия занимает 9 место в Европейском Союзе по уровню налогообложения. С каждой зарплаты в государственный бюджет перечисляется 42,5 процента.
Чего ждать от будущих реформ?
Министр финансов Мирослав Калоусек уверяет, что действие реформ отразится на дефиците бюджета не сразу, а через несколько лет. В одобренном правительством 25 апреля плане предусмотрено, что уже с этого года дефицит бюджета не превысит 3 процентов ВВП, хотя ранее министерство финансов планировало, что этот показатель будет 3,5 процента. Таким планируется сохранить уровень дефицита и в будущем.
Экономия возможна за счёт увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) в следующем году на 1 процент: таким образом стандартная ставка налога со следующего года будет 21 процент, а сниженная – 15 процентов. Также вырастет и налог на прибыль. Он достигнет 19 процентов вместо нынешних 15 процентов, однако будет отчисляться со всего дохода, а не только с прибыли за вычетом обязательных платежей на социальное и медицинское страхование. На практике большинство наёмных работников заплатят меньший налог на прибыль, но при этом больше отдадут в форме отчислений на обязательное медицинское страхование (увеличение с 4,5 до 6,5 процентов от зарплаты).
При этом многие аналитики критикуют правительство за непродуманное увеличение налогов. Государство решило поднять ставки НДС, что приведёт к подорожанию многих товаров и соответственно уменьшению потребления. В то же время налоги на прибыль компаний остаются неизменными, что, по словам критиков реформ, может привести к дальнейшему расслоению общества. Расслоению, по мнению некоторых экономистов, способствует и единая для всех ставка налога на прибыль: вместо этого предлагается снова привязать ставку налога к уровню доходов.
Авторы реформ считают, что у них слишком мало времени на анализ последствий налоговой реформы, и необходимы решительные действия, так как следующее правительство вероятнее всего будет левым: согласно опросам, социал-демократическую партию поддерживают почти 30 процентов жителей Чехии, а гражданских демократов – только чуть более 17 процентов. Если бы выборы состоялись завтра, то коммунисты и социал-демократы составили бы большинство в нижней палате чешского парламента. Правые утверждают, что возможные социальные последствия налоговой реформы можно будет решать позже, приняв дополнительные меры.
Алёна Маевая
«Чехия сегодня», № 169/2012