В чешской политике существует удивительная закономерность. Как только у политиков наступают не лучшие времена (их махинации проваливаются, а планы – подкреплённые лишь неисполненными обещаниями – трещат по швам), появляется – как нельзя более кстати – рыцарь без страха и упрёка, посол справедливости, предвестник лучших времён. Выглядит статно, говорит ясно, в глазах пылает огонь, кулак – гневно сжат. Обещает, что зло будет наказано, а народ вправе надеяться на светлое завтра.
И на граждан это действует: гнев рассеивается, а место стремления изменить ситуацию занимают любопытные дебаты: кого же из могучих залгавшихся владык этот спаситель выведет на чистую да накажет? Традиционный чешский сюжет – легенда о бланицких рыцарях, которые обязательно придут на помощь чешскому народу в самые тяжёлые времена.
Но вернёмся к действительности: рыцари священной горы Бланик совсем разленились. Где они были во время битвы на Белой горе, коммунистического путча 1948 года, оккупации в августе 1968 года, «большой» приватизации Клауса 1990 года? Это никого особо не волнует. Главное – здесь есть миф, иллюзия, вера и надежда. Ну и хеппи-энд. Почти как в Голливуде.
Однако рыцарь этого года в горах Бланик не бывал, не супермен и мечом не машет (как и лазерным оружием). Внешне обаятельная и решительная женщина… со стальным лицом. Речь идёт о новом главном прокуроре Праги Ленке Брадачовой, которую СМИ уже прозвали «чешским Каттани в юбке» (за ассоциации с главным героем итальянского телевизионного криминального сериала «Спрут»).
Брадачова прославилась тем, что в июне – ещё в функции областного прокурора города Усти-над-Лабем – отправила за решётку обвиняемого в коррупции депутата Давида Рата. Одновременно инициировала расследование расхищения европейских дотаций, в результате которого влиятельному политику Гражданской демократической партии (ODS) Петру Кушнерзу грозит семь лет тюрьмы.
Брадачова появилась в сонном мире чешской юстиции как призрак, испугав нечестных политиков и обрадовав остальных. А когда ещё ко всему этому после драматичного конфликта на верхних этажах государственной власти премьер, подозрительно долго колебавшийся, в конце концов с нелёгким сердцем таки назначил её главным прокурором, многие стали верить: светят нам лучшие времена.
Хеппи-энд? Да не совсем. Как учит чешская история, на рыцаря мифического ли, медийного ли, полагаться не стоит. Из наихудшего положения наш народ выходил всегда только после того, как убирал пелену с глаз, переставал верить в сказки, красть и обманывать, оправдываясь своей тяжёлой долей, а находил мужество взять ответственность за свою судьбу.
Комментатор Ондржей Мразек, специально для «Пражского телеграфа»