Покушение как предвестник изменений

События пятницы 28 сентября позабудутся нескоро. Стрельба в президента для спокойной и размеренной Чехии – случай более чем неординарный. Некий Павел Вондроус, подойдя к президенту Вацлаву Клаусу в упор, сделал семь выстрелов.  К счастью, как оказалось, из пистолета, предназначенного для страйкбола.

 Безусловно, президент Чехии – политическая фигура не столь охраняемая, как президенты России или США, оказаться в его близости в общем-то несложно. Да и сам Клаус особо не стремится к изоляции. А вот само «покушение», как и мотив, вызывает много вопросов. Вондроус объяснил, что он оказался в сложной жизненной ситуации (долги и экзекуция имущества) и своим поступком решил продемонстрировать несогласие с политической и экономической ситуацией в Чехии.

В интервью он заметил, что в общем-то был готов к тому, что охрана президента его застрелит. Однако тут же добавил, что «не хотел быть мучеником». Странно и то, что, по его словам, он «стрельбу тренировал в лесу»… Занятно, что с весны этого года Вондроус был членом Коммунистической партии, но в сентябре был исключён. Вот такой «народоволец»-террорист…

Ещё больше вопросов вызывает поведение охраны президента, которая не только не прореагировала на стрельбу, но и впоследствии не сделала даже попытки защитить президента и разоружить покушающегося. Робкие замечания начальника охраны о том, что они сразу определили, что пистолет игрушечный, не выдерживают никакой критики. Любой человек может зайти в оружейный магазин и убедиться, что оружие для страйкбола практически невозможно отличить от боевого.

Да и, собственно, из оружия для страйкбола можно сильно ранить человека, особенно при попадании в район головы (в телевизионном репортаже, где показывали Клауса перед больницей, было видно, что на рукаве у него кровь). Даже если пистолет был игрушечным, кто мог дать гарантию, что он, например, не брызгает кислотой?! Тем не менее, охрана не отреагировала даже тогда, когда оказавшийся рядом пожилой человек стал бороться с Вондроусом, который, кстати, был одет в маскировочную куртку, что уже привлекает внимание.

Нарушителя задержали в двухстах метрах от места инцидента. Однако сделала это не президентская охрана, а полиция. Да и, судя по видеорепортажам, как-то не очень охотно. Сложилось впечатление, будто что-то не получилось в этом более чем странном «покушении» или пошло не так, как планировалось. Может, Клаус прореагировал на удивление спокойно… Кстати, следует заметить, что поведение президента во время «покушения» было более чем достойным и вызывает уважение.

В интервью MF DNES Вацлав Клаус достаточно определённо сказал, что речь идёт не о хулиганстве, а о политическом поступке. Поступке, который как нельзя лучше демонстрирует состояние чешского общества. На вопрос журналиста, радикализируется ли чешское общество, Клаус ответил, что это не общество радикализируется, а кто-то его радикализирует. Кто конкретно стоит за этим, назвать он отказался, сославшись на то, что всем это хорошо известно, и он лишний раз делать рекламу этим лицам не желает…

Сложно сказать, сгущает ли краски Вацлав Клаус. Разумеется, людям свойственно во всём искать скрытый смысл и тайные заговоры. Однако пока, исходя из имеющейся информации, сложно делать какие-то заключения.

Интересно, что вторник 2 октября советник премьера Чехии Роман Йох выступил по телевидению с весьма эмоциональной речью. С его точки зрения, никакого покушения не было. Он обозвал Клауса «русофильной бабой», которая представляет себя как жертву, а вот бывший и ныне уже покойный Гавел, по его мнению, дескать, вёл бы себя иначе.

Чем вызвано это выступление, из-за которого, кстати, Йох был тут же уволен, сказать сложно. Конец же интервью был вообще «изумителен»: «Мы, граждане республиканских взглядов, ждём от наших государственных представителей геройства под огнём. Никто не обязан становиться высоким политиком, ну если он им стал, так должен героически встречать опасности и рисковать собой».

Возможно, чешская политическая сцена начала готовиться к новой ситуации – выборам президента в следующем году, которые будут отличаться от прежних, поскольку выбирать президента впервые будут чешские граждане, а не парламент.

Борис Татаров

Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №39