Почему задвигались коррупционные льды?

Ноябрь 1989 года ещё не наступил, а коммунисты уже сообразили, что их время безвозвратно ушло. В стране, где старые законы никто всерьёз не принимал, а новые возникали, как водится, по заказу тех, кто доберётся до власти и денег, уж больно много ловкачей с золотыми чешскими ручонками и доступом к информации положили глаз на быстрые пути обогащения.

Службе безопасности и информации BIS понадобилось без малого 23 года, прежде чем две недели назад в своём отчёте признать, что коррупция душит чешскую экономику, как огромный спрут. Реакция граждан была подобающей: над тайной службой, с серьёзным лицом сообщающей общественности «наш давний общий секрет», грех не посмеяться. Тем более затхлые новости обрамляются сто раз заигранной песней о русских тайных службах, в планах которых злоупотребить беспрецедентной степенью чешской коррупции.

Эта «русская угроза» в каком-то смысле ласкает чешские души: ну да, чешские коррупционеры обкрадывают государство по-крупному, но это всё ж таки братья-чехи. А подлинная угроза — это по-прежнему «морозный ветер, что дует с Кремля».

Отчёт BIS, диагностирующий раковую опухоль коррупции в чешской политике и бизнесе, впрочем, лишь очерёдное выразительное свидетельство того, что, процитируем Шекспира, «прогнило что-то в Датском королевстве». Проблема в том, что бой с коррупцией стал у нас дисциплиной риторической, способствующей развитию шизофрении. Чтобы политик или предприниматель добился в системе успеха, он должен усердно заниматься коррупцией и позволять это делать другим, но в то же время драматично и громко повторять мантру: «С коррупцией необходимо воевать».

Правда и то, что этот год принёс в борьбе с коррупцией заметные успехи в виде осуждённых политиков и предпринимателей, а также невиданную активность противокоррупционной полиции, которая раскрывает обманы на миллиарды при использовании европейских дотаций или случаи коррупции в Пражской транспортной компании DPP.

Плохо только то, что упомянутые случаи, очевидно, та одна ласточка, которая весны не делает. Речь не идёт о первых симптомах торжества принципов справедливости над мошенниками и ворами. Скорее, о перераспределении олигархами территории в тот момент, когда последние действительно крупные деньги – на церковные реституции и из частных пенсионных фондов – уже разделены. Странное увольнение президента полиции Лесси – человека, который хотел не только говорить о коррупции, но и воевать с ней, – грустное тому свидетельством.

Коррупционные льды, к сожалению, не задвигались, предвещая оттепель. Скорее, это выравнивание перед появлением настоящего мороза. И вовсе не из Кремля. Его вызовут умелые, однако, вороватые золотые чешские ручки.

Комментатор Ондржей Мразек, специально для «Пражского телеграфа»