Брудершафт в стиле real politics

73-летний президент Узбекистана Ислам Каримов — видный завсегдатай ежегодного списка самых кровожадных диктаторов планеты. Однако его устрашающе высокий пятый номер в очередном рейтинге журнала Parade отнюдь не препятствует просвещённой Европе мило заигрывать с азиатским тираном.

 

Хотя Ислам Каримов правит страной с 1989 года, до угрозы международной изоляции его режим доигрался только 6 лет назад, после подавления пулемётным огнём беспорядков в Андижане. Западные страны потребовали независимого расследования унесшего несколько сотен жизней инцидента, а узрев в ответ адресованный аж самому генсеку ООН Кофи Аннану кукиш, ввели против Узбекистана санкции. Особого эффекта те, впрочем, не произвели — по причине принятия стороны Каримова Китаем. Западу, за пару лет разлуки успевшему разглядеть в Узбекистане как удобный плацдарм для переброски военных грузов в Афганистан, так и перспективного поставщика голубого топлива, пришлось отыгрывать карту назад.

Новый виток отношений азиатского правителя с США начался в 2009-м с беспрецедентных уступок Ташкенту — в том числе закрытия дела в отношении дочери президента Гульнары Каримовой, которую американские дипломаты в своем кругу называли не иначе как «криминальной баронессой». Следом с подачи Германии эмбарго снял и ЕС, обуреваемый страстью к real politics (реалистичная политика). В январе этого года в Брюссель наведался и сам диктатор: Каримова поочередно приняли президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. После в беседе с журналистами датчанин расщедрился на предельную откровенность: «Нас, конечно, волнует соблюдение прав человека в Узбекистане, но вопрос жизни и благополучия наших солдат в Афганистане на данный момент выглядит предпочтительней».

Тот же принцип относится и к Евросоюзу, своим гостеприимством подчеркнувшему: никакие human rights и никакой «андижанский Тяньаньмэнь» ни в коем разе не поставят под угрозу животрепещущие топливные аппетиты европейцев. И если последних сильно приспичит, то их элита в лучших дворцах того самого континента, где некогда «изобрели» понятие прав человека, со всей нарочитой беспечальностью примет и Роберта Мугабе, и Омара аль-Башира, и Ким Чен Ира, и своего же «изолянта» Лукашенко — нашёлся бы только справный интерес, а всё остальное общественности как-нибудь да разжуют в Euronews. К слову, вещать именно о правах человека из того же Узбекистана уже просто некому: под шумок радушного приёма на берегах Сенны Каримов беззастенчиво выдавил из страны остатки миссии Human Rights Watch.

Подправлять собственный имидж Ташкент предпочитает недюжинным клановым капиталом — так, узбеки целый год дивили мир гигантскими инвестициями в национальный футбол, позволившими сделать бразильца Луиса Фелипе Сколари самым высокооплачиваемым тренером планеты с зарплатой в €13 млн. за сезон. Правда, последний имиджевый трюк обернулся неудачей: в июле младшая дочь президента Лола Каримова проиграла в парижском суде тяжбу французскому сайту Rue89, назвавшему её отца «диктатором». Беспробудно наивная, наследница деспота добилась лишь обратного. Европейские журналисты вновь заговорили об Андижане и преследовании инакомыслящих, тотальной цензуре и обманных выборах, свирепствующей коррупции и сомнительных методах, которыми старшая сестра Лолы Гульнара получила доли практически всех сколько-нибудь заметных компаний Узбекистана, средневековых пытках в местах заключения и рабском детском труде на хлопковых полях, ежегодно приносящем режиму Каримова по $1 млрд. — именно по этой причине Asda Wal-Mart, Gap, Marks&Spencer и Tesco уже как два года не торгуют в своих сетях одеждой из узбекского хлопка.

Мало того. Прошло всего лишь чуть больше года с момента «дынного» восстания в Киргизии, а международные обозреватели уже видят Узбекистан следующим региональным претендентом на революцию. Тамошним бунтам предвосхищают большей крови хотя бы потому, что у живущих в ужасающей бедности рядовых узбеков к семейству своего правителя накопились счета куда внушительнее, нежели имелись у киргизов к клану Курманбека Бакиева. И сдаётся, что механизм самоубийства Каримов, собственно, уже запустил, перекрыв 9 августа своим гражданам доступ к подавляющему большинству мировых информационных ресурсов, включая BBC, Deutsche Welle и Reuters. Последними в новейшей истории нашей планеты государствами, отважившимися на подобную инфоблокаду своего разогретого многолетней социально-экономической раздражённостью населения, были Египет и Сирия. Во что это в итоге со всей неминуемостью вылилось и на южном, и на восточном берегу Средиземного моря, напоминать излишне.

Андрей Беляев

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора