Чешские экстремисты присоединились к предвыборной акции ультраправой национал-демократической партии NPD в Берлине. Около 150 чехов в прошедшие выходные приехали поддержать немецких радикалов. Не останавливается националистическое движение и в самой Чехии.
Экстремизм идёт из Интернета
Терроризм на почве национализма в Норвегии дал толчок к активизации движений за «чистую нацию», особенно в тех странах, где сильно присутствие национальных меньшинств. Так в Интернете появились комментарии ультракрайних чешско-словацких националистов, поддерживающих террориста Брейвика, виновного в гибели 77 человек в Норвегии. Как сказано в письме поддержки «…Слава сильной, здоровой и чистой Европе, которую нужно охранять для расовой и этнической гармонии от примитивных рас…». По словам полиции, текст однозначно подпадает под ряд статей уголовного кодекса Чешской Республики.
«Мы держим это на контроле. Скорее всего, на этом всё не закончится. Появляются и другие, но уже менее значительные проявления радикальных движений», — заявил руководитель отделения по криминальным расследованиям в Интернете чешской полиции Карел Кухарик.
В онлайне и в жизни
Интернет мобилизирует экстремистские движения в обществе. На станицах Facebook сейчас можно найти несколько зарегистрированных Адольфов Гитлеров с фотографией диктатора, а также спокойно присоединиться к сообществу ČEŠTÍ NACIONALISTÉ, где молодой Ярослав Кучера пишет: «Приглашаю вас прогуляться по ночной Праге в качестве протеста против запрета DS (чешская ультраправая «Рабочая партия» — запрещённая националистическая партия – прим. ред.) и за свободу национализма. Начало в 18.00, возле метро Малостранская». И таких сообщений немало… Влияние СМИ и всеобщая доступность информации способствует «запудриванию» молодых умов лучше и быстрее, чем Гитлер даже мог мечтать.
«Чаще всего они собираются в городе Влашим под Прагой», — говорит 25-летний россиянин Иван, живущий в Чехии с девяти лет, и добавляет: «Это происходит раз месяц, в одном из местных баров. А 2-3 раза в год – демонстрации с плакатами. Мы живем возле Влашима, но я предпочитаю не ходить ни в бары, ни по улицам вечерам, хотя акцента русского у меня нет — это всё равно опасно. Общаюсь только с одним из них. Играем в онлайн-игры. Но разговор всегда заканчивается одним – чешское лучше», — с улыбкой комментирует поведение своих сверстников Иван.
_______________________
В рамках кампании в поддержку партии в Берлине состоялся рок-фестиваля «Рок за Германию». Все его участники получили в подарок чёрные футболки с изображением черепа и надписью «Рок-бунтари. Национализм и свобода».
Однако после первой стирки эта надпись исчезла и на её месте появилась другая: «То, что удалось твоей футболке, сможешь и ты. Мы поможем тебе избавиться от правого экстремизма». «Троянские» футболки были изготовлены антифашисткой организацией «Выход», которая помогает молодым людям порвать с неонацистским движением.
______________________________
Комментарий ПТ: Давление Евросоюза на слияние всех стран ЕС в едином порыве приводит к обратному результату – в странах ЕС усиливаются националистические настроения. В Чехии можно наблюдать их в полной мере – от мягких до крайне жёстких, ультранационалистических проявлений.
«Мягкие националисты» исповедуют принцип «Чешское – значит лучшее!». Это характерно для самых широких слоёв общества, ведь даже фермерские рынки организовываются под девизом «Покупай чешское!». Что примечательно – проводником «мягкого национализма» выступают руководители страны – от президента Вацлава Клауса, убеждённого евроскептика, до кабинета министров, единого в своём желании видеть чешскую экономику цветущим раем с безбрежными перспективами, а не элементом вязкой структуры экономики ЕС.
В частности, члены кабинета Петра Нечаса не скрывают своего желания добиться того, чтобы участники тендера на достройку АЭС «Темелин» разместили максимально возможный объём заказа на чешских предприятиях. Министры рассчитывают на то, что это даст толчок развитию атомного машиностроения и сопутствующих отраслей, а также позволит чешским предприятиям получить необходимые им референции для работы на зарубежных рынках.
Ирина Шрамко
«Пражский телеграф»