Петр Коларж: «Я лично слежу за тем, чтобы процесс оформления виз шел гладко»

В чешских консульствах никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным, говорит чешский посол в России Петр Коларж. Атмосфера должна быть профессиональной и приветливой, заявил дипломат в интервью Радио Прага. А в свободное от работы время Петр Коларж не собирается сидеть за высоким забором посольства, он хочет общаться с интересными людьми, которых в Москве и России так много.

Простые люди попадают в посольства и консульства, как правило, только по одной причине: когда им надо получить визу. Вас интересует, какова обстановка в консульстве, нет ли очередей, не возникают ли там конфликты и т.п.? Насколько гладкая работа визового отдела важна для вас как руководителя дипломатической миссии?

— Это очень важная тема. Я бы очень хотел, чтобы наши российские друзья понимали, что мы их считаем равноценными партнерами. Для меня принципиально, чтобы никто не чувствовал себя «человеком второго сорта». Мы очень рады, что так много россиян хочет посетить Чешскую Республику. Мы стараемся, чтобы все чувствовали себя при оформлении виз комфортно. Я скажу откровенно, что мы не можем быть довольны тем, как сейчас идет процесс оформления долгосрочных виз. Ситуацией, когда люди должны с трудом дозваниваться в консульство, чтобы записаться на собеседование. Процедура напоминает русскую рулетку, это как лотерея. Если вам удастся записаться, вам повезло. Это ужасно, мне это не нравится. Я бы хотел, чтобы эта практика изменилась, и все было организовано нормально. Но эти проблемы не только у нас, с трудностями сталкиваются в консульствах всех стран, входящих в шенгенскую зону. Я думаю, что процесс выдачи краткосрочных виз налажен хорошо, нам помогают визовые центры. Ситуация стала намного лучше. Если нет, если у наших российских друзей возникает мнение или ощущение, что процедура отлажена плохо, я должен об этом знать. Пусть люди не стесняются, я прошу всех, кто чувствовал себя дискриминированным или столкнулся с проблемами, напишите мне письмо по электронной почте или позвоните. В моем офисе знают, что я этими проблемами лично интересуюсь.

Россия теперь активно добивается отмены виз. Некоторые европейские политики, в частности, Сильвио Берлускони, поддержали эту идею на самом высоком уровне. Какова позиция Чехии? Визы вообще можно отменить, это реально?

— Конечно, это реально. Мы еще помним времена, когда у Чехии и России был безвизовый режим, это было до нашего вступления в ЕС. Наша официальная позиция такова, что визы отменить можно. Когда это будет, это вопрос не только к Евросоюзу, но и к нашим российским коллегам. Это двухсторонний разговор. Некоторые шаги надо сделать и со стороны России. Например, иностранцам из стран Евросоюза, приезжающим в Россию, больше, чем на три дня, надо регистрироваться. В этом же нет никакого смысла. Я помню, как я ехал из Москвы в Ростов Великий. Даже меня, как посла, остановила милиция, теперь это уже полиция, и переписала все мои данные и данные о моей машине. Сейчас же не восьмидесятые годы, зачем это нужно. Мы ведь не враги, мы партнеры. Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что отмена виз и в наших интересах. Мы ведь хотим, чтобы новое поколение россиян посмотрело, как мы в Европе живем. Тогда надо дать людям возможность, чтобы они смогли посетить наши страны.

Можно приоткрыть секрет, как идут переговоры? Все-таки кажется, что российская сторона более заинтересована и поднимает этот вопрос на самом высоком уровне. Какова готовность российской стороны к отмене той же регистрации?

На высшем политическом уровне мы действительно наблюдаем активное стремление к тому, чтобы все было решено и сделано как возможно раньше. Я не являюсь прямым участником переговоров, но я чувствую, что на более низком, рабочем уровне, работа идет не так продуктивно, как бы хотело руководство России. Кажется, что координация между некоторыми ведомствами не так хороша, как надо. Я знаю, что министерство иностранных дел работает в этом направлении очень продуктивно, но вопрос касается и МВД и других ведомств. Но я знаю, что для российского президента, премьера и министра иностранных дел это первоочередная политическая задача. Отмена виз должна стать доказательством того, что утверждение, что Россия наш партнер, не написано только на бумаге, а что это на самом деле, что это не пустые слова.

Если посмотреть на сайт чешского посольства, сразу становится понятно, что вы как посол не хотите жить изолированно где-то за высоким забором посольства. На сайте, например, можно прочитать, что вы пригласили на личную встречу в посольство известного тележурналиста Леонида Парфенова. Скажите, как идет процесс вашего знакомства с элитой российской общественной и культурной жизни, с кем вы еще успели познакомиться?

— В России не только политики, не только бизнесмены, в России множество интереснейших людей. Артисты, художники, журналисты, эксперты. В течение примерно четырех лет, когда я буду работать в России, мне хотелось бы познакомиться с людьми, которые имеют влияние в России. Я бы хотел, чтобы мы общались и пользовались нашим знакомством в интересах наших двух стран. Леонид Парфенов очень интересный, смелый человек. Вы, наверняка, знаете о его заявлении по телевидению. Это был важный шаг. Но меня в его лице интересует не только это. Он очень образованный человек. Мы с ним много говорили о Чехословакии, об истории. Он мне еще звонил, когда записал интервью с Горбачевым к его юбилею. Там ведь много говорили о Чехословакии, о Зденьке Млынарже. Я всегда удивлен, как много эти известные россияне знают о Чехии и о нашей истории. Я иногда чувствую себя как посол великой державы! Очень приятно, что много русских людей имеют такие глубокие знания о нашей стране. При этом это люди с реальным влиянием в обществе.

Либор Кукал
Чешское Радио-7, Радио Прага