В поисках рецептов для лечения финансовой лихорадки, охватившей Европу, руководители Франции и Германии Саркози и Меркель встретились в середине августа в Париже и выдвинули идею создания «экономического правительства» зоны евро. Но Чехия никак не спешит в «железные объятия евро».
Чехи опасаются за свой суверенитет
Германия уже давно предлагает ввести не только экономические, но и политические санкции против государств, нарушающих нормы базового документа еврозоны — Пакта стабильности и роста, устанавливающий предельный дефицит госбюджета для каждой страны сообщества в 3% от национального ВВП и предел госдолга в 60%. Берлин возмущён тем, что почти все страны еврозоны нарушают эти показатели. К примеру, после Греции лидером по уровню государственного долга можно считать Италию. В 2009 г. госдолг составил 116 % ВВП страны. В прошлом году дефицит бюджета Италии вырос до 5,3 %.
Согласно Саркози и Меркель, в новый орган, то есть европравительство, должны входить главы государств и правительств, и он будет собираться два раза в год. Наличие правительства и ряд других мер призваны укрепить общую бюджетную дисциплину вплоть до внесения соответствующего пункта в конституции стран-членов ЕС. В Париже присмотрели и будущего председателя — президента Евросоюза Хермана ван Ромпея.
Эти предложения вызвали противоречивую реакцию. Некоторые эксперты считают, что новые меры способны дисциплинировать страны Старого Света, заставить их лучше и эффективнее работать. По мнению завотделом политических и социально-экономических проблем Института Европы РАН Аркадия Масленникова, «совершенно нелепо при наличии единой валюты и единых валютно-финансовых нормативах решать финансовые проблемы на национальном, а не наднациональном уровне — это противоречие и привело к нынешнему кризису».
Однако европейские фондовые рынки, своеобразная лакмусовая бумажка, отреагировали негативно на проект создания «европравительства». Некоторые наблюдатели уже опасаются, что в перспективе эта новая структура может взять на себя функции управления всей Европой, заменив остальные институты Евросоюза.
Естественно, Прага, с её преобладающим евроскептицизмом, отнеслась к новшеству более чем сдержанно. Министр финансов Чехии Мирослав Калоусек заявил, что «экономическое правительство Европы означало бы утрату бюджетного суверенитета». Он убежден, что европейское правительство защищало бы, прежде всего, интересы крупных игроков, а это в Евросоюзе как раз Франция и Германия. За его утверждениями стоит авторитет лучшего министра финансов развивающихся стран Европы – это звание только что вторично присудил Калоусеку американский журнал Emerging Market. Заметим кстати, что большинство чехов, разочарованных политикой ограничений, проводимой Калоусеком, мнение журнала, мягко говоря, не разделяют.
Евро просят подождать
В этой ситуации чешские представители стали ещё более уклончиво реагировать на вопросы о том, когда Чехия примет евро. Этот шаг лоббируют, в частности, предприниматели, которые ожидают от вступления в зону евро упрощения финансовых операций. Однако, по словам премьер-министра страны Петра Нечаса, Чехия не готова назвать дату принятия евро. «Сейчас вообще неверно устанавливать какую-либо дату присоединения к евро, потому что неясно, к чему бы мы присоединились», — считает он.
Напомним, что Чехия входит в Евросоюз уже семь лет, и при вступлении предполагалось, что она примет единую европейскую валюту – евро. Для этого нужно было выполнить ряд условий, известных под названием «маастрихстские критерии», по которым оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Чехи это могли легко выполнить, но не спешили, всё присматривались и надеялись выиграть благодаря сильной кроне.
Словаки же, бывшие до «развода» в 1992 г. в одной упряжке с Чехией, евро ввели, и чехи недавно с изумлением приняли сообщение, что словацкая экономика начинает догонять чешскую. Эксперты не исключают, что наряду с жёсткими экономическими реформами правого правительства Микулаша Дзуринды свою роль в успехе сыграл и переход на евро.
Ныне от введения евро чехов удерживают сомнения в дальнейшей судьбе единой европейской валюты. Они также опасаются, что благодаря принципу «круговой поруки» им придётся нести бремя спасения тех, кто живёт на широкую ногу в то время как чехам самим приходится затягивать пояса.
Что мешает евроскептикам
Инициаторам создания Евросоюза с самого начала пришлось бороться с противниками объединения или той формы, которую оно приняло. Их прозвали евроскептиками. По их мнению, ЕС должен остаться сообществом национальных государств, а не стремиться к федеративному или централистскому устройству. Сторонники евроскептицизма, впрочем, предпочитают называть себя еврореалистами. Из политиков мирового значения к ним относится, например, Маргарет Тэтчер.
В Чехии в авангарде евроскептицизма изначально стоит президент страны Вацлав Клаус, и его позицию во многом разделяет созданная им Гражданская демократическая партия, членом которой является и нынешний премьер-министр Петр Нечас.
Евроскептик Вацлав Клаус сам себя называет евродиссидентом. И ведёт себя соответственно. Например, сразу после своего избрания президентом он распорядился убрать со своей резиденции флаг Евросоюза, ограничившись национальным государственным стягом.
Как остроумно подметил российский комментатор Дмитрий Саввин, «Клаус никогда не упускал случая толкнуть локтём под рёбра какую-нибудь «священную корову» Евросоюза, он не боится идти против течения».
Именно Вацлав Клаус долго тормозил принятие Лиссабонского договора, подобия конституции ЕС, и подписал его только после того, как Чехии была предоставлена уступка в части выполнения отдельных положений Хартии фундаментальных прав Евросоюза, что, по его мнению, избавило страну от возможных претензий со стороны судетских немцев, выселенных из Чехословакии после окончания Второй Мировой войны.
У Клауса вообще много расхождений с официальной чешской внешней политикой, в частности, с министром иностранных дел Карлом Шварценбергом. Клаус публично выразил несогласие с признанием независимости Косово, а в 2010 г. занял пророссийскую позицию во время конфликта России с Грузией.
«Плохиш» Клаус
В мае этого года Клаус принял в Пражском Граде члена британской Палаты лордов Кристофера Монктона, разделяющего его взгляды на Европейский Союз и глобальное потепление. Лорд был гостем съезда непарламентской евроскептической Партии свободных граждан (SSO), которой чешский президент открыто покровительствует. «ЕС, такой, каким он есть, должен закончиться, — заявил Кристофер Монктон на съезде партии. — Я родился в демократии. Сейчас же я не живу в демократии, однако намереваюсь умереть при демократическом режиме».
Финансовый кризис, постигший, первую очередь, Грецию, но сильно угрожающий и остальным южным странам – Португалии, Испании и Италии, а также Ирландии — снабжает евроскептика Клауса «боеприпасами». Он — сторонник выхода Греции из еврозоны, в противном случае, прогнозирует он, Европе грозит длительный период экономической стагнации. Клаус, как обычно, провоцирует. Он вызывал гнев греческого премьера Папандреу, обрисовав в газете Právo картинку из греческой жизни: мол, если греки предпочитают вместо работы попивать узо в тени кипарисов, то это их право, но тогда им нечего лезть в валютный союз с Германией.
На днях, находясь в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее ООН, Клаус снова косвенно протестовал против гегемонии экономически сильных стран в Евросоюзе. На этот раз поводом стало положительное отношение Чехии к ядерной энергетике. Когда журналисты спросили Клауса, не опасается ли он давления Германии, отказавшейся от атомных электростанций, президент сказал, что для него «неприемлема такая степень ограничения суверенитета страны, когда нам стали бы диктовать, каким энергетическим «набором» мы должны пользоваться».
Журнал The Economist недавно включил Клауса в «плохую компанию» восточноевропейских политиков, которые презирают традиционную дипломатию и паблисити. Журнал напоминает о противостоянии Клауса Лиссабонскому договору и его поддержу критиков пражского «Парада любви» — парада сексуальных меньшинств. В то же время, журнал The Economist признаёт, что многим чехам сопротивление их президента еврофедералистам импонирует.
Андрей Фозикош
«Чехия сегодня»
Материалы по теме:
Членство в ЕС поддерживает рекордно низкое число чехов
Чехам зачтут судимости в странах ЕС
Курс кроны продолжает падать, евро продается за 26,06
Снижения курса, видимо, не миновать всем региональным валютам