Рожденный под знаком Стрельца Александр Ильич обладал ярким, пылким воображением и даже воинственностью. Благодаря цепкой памяти, образным формулировкам и бесстрашию в борьбе с фальшью и неправдой, он был ярок в любой аудитории.
С ним ушла целая эпоха. Война, которая не миновала ни его самого, ни его семью. Работа на износ в „Литературной газете». Талантливый журналист облегчал дорогу новому в экономике и социальных отношениях. Его существование в прессе — явление особое и незабываемое. Оно отмечено орденами и медалями, многими премиями. Лауреат премии Союза журналистов СССР, трижды лауреат „Литературной газеты», лауреат „Огонька»…
Будучи спецкором в Чехии, Александр Ильич до последних дней был погружен в творчество, писал стихи, не чуждался жизни русскоязычной общины. В мае этого года на сеансе одновременной игры с гроссмейстером Юлией Кочетковой в Российском центре науки и культуры он, как всегда, порадовал
аудиторию своим выступлением.
Но та, что с косой, уже поджидала за углом, готовя ему мат.
Саша, она просчиталась — нет у нее шахматного мышления. Да, мы больше не сядем за шахматную доску. Но после тебя остались твои книги, наша память и твой бессмертный журналистский гимн. Вся твоя жизнь, отношение к людям и событиям — твое завещание для потомков. Ты один из тех людей, которых можно назвать движителями истории.
Андрей Фозикош