Крестом не откреститься и перстом не отбиться

Высший представитель Чехословацкой Православной церкви, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, в миру Радим Пулец, в последнее время оказывается замешанным в череде скандалов. Самый свежий из них – подозрения в нарушении монашеского обета.

В своё время Христофора обвиняли в сотрудничестве со спецслужбами эпохи социализма, где он был записан в качестве сотрудника под псевдонимом Далимил. Предстоятель Чешских и Словацких земель отрицал это, и в 1997 году обвинение суд признал необоснованным.

Не так давно его обвиняли в тесной связи с Мартином Бартаком, под медиапрозвищем «доктор-свинья», осуждённым за насилие и шантаж. Владыка является крёстным отцом сына Бартака.

Теперь же некая женщина, подавшая иск против Христофора и давшая интервью телеканалу Nova, утверждает, что на протяжении семи лет была его любовницей, и заявляет, что детей у пражского архиепископа гораздо больше двух, официально признанных, появившихся на свет до того, как он дал обет безбрачия. По её словам, некоторых других его любовниц она знает лично, а детей у него может быть до 10.

Женщина, утверждающая, что состояла в интимной связи с архиепископом, добавила: «Он успешен, богат и умеет этим наслаждаться. Мужчины вообще редко отказываются от тяги к женщинам». Чтобы не быть голословной, госпожа Рапсунова снабдила суд фотографиями и адресами любовниц епископа. На одной из фотографий митрополит без церковного облачения выходит из машины с женщиной и ребёнком. Остальные сделаны на публичных мероприятиях.

Синод рассматривал дело Христофора на специальном заседании в течение 12 часов, после чего было принято решение, что Христофор должен опровергнуть обвинения до середины мая, когда состоится судебное разбирательство. До того времени на посту митрополита его заменит оломоуцко-брененский архиепископ Симеон, сообщил Чешскому телеграфному агентству управляющий делами Чехословацкой Православной церкви Ярослав Шуварски. Так, Христофор не имеет права подписывать договоры, пока не вернёт своё доброе имя.

Владыка согласился ответить на вопросы «Пражского Телеграфа».

По каким причинам госпожа Рапсунова стала публично утверждать, что имела с Вами долговременные сексуальные отношения?

Вся эта история – спланированная атака на меня, подготовленная в стремлении очернить церковь и верующих. Конкретно госпожа Рапсунова имеет финансовый интерес, об этом она сама говорит в жалобе, присланной в церковь: просит обеспечить ей пожизненную ренту, в противном случае грозит прополоскать на людях это бельё. Я не намерен мириться с шантажом и вымышленными обвинениями – с шантажистами переговоры не ведутся.

Как именно можно доказать или опровергнуть интимную связь и каких доказательств требует суд в этом случае?

Она не представила ни одного формального доказательства нашей связи. Одни лишь ничего не подтверждающие фотографии, которые демонстрировались по телевидению, но и их я уже объяснил. Я подал на неё встречный иск и буду защищаться в суде, с чем полностью согласен Священный Синод, который также хочет, чтобы я очистил своё имя. Я предпринял по этому поводу необходимые юридические меры.

Откуда Вы знакомы с ней и кем она Вам приходится?

Это супруга одного из священников в хомутовском приходе. Я знаю её как прихожанку, поскольку мы встречались на богослужениях.

На Вас также подали жалобу в суд священники из Теплиц и Билины… В чём суть этого обвинения?

По церковным правилам я не могу предавать огласке содержимое соборных документов. Могу лишь сказать, что и эти обвинения не подтвердились ни по одному из пунктов. На меня нападают только те, кого Вы упомянули, причём их аргументы не базируются на фактах. Остальные в соборе молятся за меня.

Как реагируют Ваши прихожане?

Я получаю массу писем от людей, которые лично встречались со мной, где они выражают мне свою поддержку. Также получаю много анонимных писем, в которых люди мне угрожают и оскорбляют меня. Но соотношение примерно 95:5. Позорящий меня репортаж был выпущен в эфир в прайм-тайм чешского телевидения. Неудивительно, что присутствуют негативные реакции.

Вы были женаты, имеете двух дочерей. Что привело Вас к тому, чтобы начать соблюдать целибат? Не жалеете ли Вы об этом решении?

Разумеется, не жалею. Я люблю Церковь, люблю Христа. Когда мой брак распался, мой предшественник, владыка Доротей, предложил мне путь монашества. Я принял его, потому что без церкви не могу представить свою жизнь и хотел бы служить ей до самой смерти.

Как реагируют на обвинения в Ваш адрес Ваши дочки Катержина и Зузанна?

Плохо, их это очень глубоко задело.

Вы упоминали, что Ваше очернение связано с имущественным урегулированием между церковью и государством и тем, что Чехословацкая Православная церковь должна получить в соответствии с Законом о возвращении церковного имущества один миллиард крон. Как это может быть связано, когда соответствующие договоры премьер-министр подписал ещё в феврале?

Договоры подписаны, теперь речь идёт о том, куда употребить доставшиеся деньги. Мы находимся под давлением различных финансовых групп и лоббистов, которые выражают желание нам «помочь». Церковь ведёт дискуссию, и она лишь начинается. Позвольте мне принести свои извинения всем православным в Чехии и Словакии, которые оскорблены этим скандалом. Мне искренне жаль, что поведение отдельных верующих может поставить под сомнение репутацию и миссию других.

Катерина Прокофьева

Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №14