Осталось непонятным, в чьих интересах этот шпионаж в итоге осуществлялся.
6 июня Киевский Соломенский суд приговорил сотрудника военного госпредприятия Сергея Скурского к четырём годам заключения под стражей за передачу тайной информации чешской военной разведке. Согласно данным украинских СМИ, Скурский, являясь сотрудником Киевского завода гражданской авиации, на протяжении нескольких лет передавал чешской разведке за денежное вознаграждение документы, представляющие государственную тайну Украины.
Служба безопасности Украины утверждает, что чешские дипломаты, используя методы шпионажа, добывали секретную информацию о сотрудничестве Украины с иностранными партнёрами и военных разработках. В частности, Сергей Скурский обвинён в передаче чешской стороне документов, касающихся перспектив деятельности производящего ракетную и космическую технику государственного предприятия «Южмаш», программ по разработке самолётов Ан-70 и Ан-178, а также системы активной защиты летательных аппаратов «Адрос». Чешскую сторону якобы также интересовали разработки Украины в отрасли бронетанкового машиностроения и спутниковой навигации для танков «Оплот» и производимых для России ракетно-космических систем.
Сергей Скурский обвинён в сотрудничестве с представителями военного атташе чешского посольства в Киеве полковником Зденеком Кубичеком и майором Петрой Новотной, которые ещё 13 мая 2011 года были объявлены персонами нон-грата на Украине. Тогда украинская власть опровергала сведения о том, что делает это в связи с предоставлением Чехией политического убежища бывшему министру экономики в правительстве Тимошенко Богдану Данилишину. Но Чехия в такие заявления якобы не поверила и ответила аналогичным образом, выдворив двух украинских дипломатов.
Возобновить политический диалог после шпионажного скандала Праге и Киеву удалось лишь в декабре прошлого года во время визита в Чешскую Республику премьер-министра Украины Николая Азарова. Заметим, что в последнее время замечаются некоторые сдвиги в сторону стабилизации отношений двух стран.
Что касается шпионажа чешских агентов, то существует предположение, что сегодня он ведётся в интересах не столько самой Чехии, сколько других стран-членов НАТО. Опыт научно-промышленного шпионажа на благо другого государства у чехов уже имеется. В прошлом чешские спецслужбы охотно делились результатами шпионажа с СССР.
В обнародованных десять лет назад историком Карелом Сибером материалах, поступавших в середине 50-х из МВД ЧСФР в Политбюро Компартии Чехословакии, содержатся доказательства того, что чехословацкая разведка выкрала из США технологии производства териленового волокна и чертежи моторов к самолетам; из ФРГ – технологии производства мини-диодов, высокочастотных транзисторов, силикона, чистого этилена и образцы новейших инсектицидов и пестицидов; из Франции – технологии новых красителей и производства целлулоида, а из Италии – документацию о дешёвом производстве витамина С и технологии подготовки пластической массы полипропилена.
Примечательно, что в докладе Рудольфа Барака Политбюро ЦК КПСС от 26 марта 1958 года сказано: «Чехословацкая Республика не заинтересована в информации о полиэтилене и полипропилене, поскольку мы не располагаем необходимым сырьем. Но интерес проявлен нашими друзьями, и мы эту документацию получили».
Дарья Микерина
«Пражский телеграф»