В августе этого года поэт и пражанка Людмила Свирская заняла 2-е место в «Стихопортретах» — конкурсе самого крупного поэтического портала в русскоязычном секторе Интернета stihi.ru . Людмила предоставила на конкурс стихотворение под названием «По следам Тихо Браге». О себе, своём творчестве и победе поэт поведала корреспонденту ПТ Артёму Коврыженко.
Людмила, не могу удержаться от стандартного в такой ситуации вопроса: Вы откуда родом?
Я родилась в Казахстане, тогда ещё в бывшем СССР. Там окончила школу и переехала в Россию, в Барнаул. Там поступила в университет на филологический факультет и после его окончания четыре года проработала в школе. Но школа была необычная, а для одарённых детей. Там я преподавала русский язык и литературу. А уже в 1999 г. мы семьёй переехали в Прагу и, в принципе, живём здесь, как и большинство русскоговорящих. За это время перепробовала множество самых разных профессий, но сейчас основное занятие – проведение экскурсий.
Stihi.ru, что это?
«Стихира» — это крупнейший поэтический сайт на русском языке. В большом потоке информации прибиться к кому-то поначалу трудно. Но если всё же находишь свой круг общения, то становится очень интересно. На твои стихи сразу появляются отзывы, причём в любое время дня и ночи.
А как давно Вы пишете стихи?
Ой, сколько себя помню. Лет с 4, наверное, пишу. Когда-то пробовала и прозу, у родителей до сих пор пылятся исписанные тетради, но это было в духе «сказок про снежинку». Стоит упомянуть, что у меня был замечательный критик – моя бабушка. Не каждому так везёт. Она вычитывала мои произведения и указывала, что хорошо и что плохо. Она сама в этом всём хорошо разбиралась, т.к. была редактором в книжном издательстве. Но таким редактором, что ей удалось воспитать во мне любовь к печатному слову, а не наоборот, как это часто бывает.
Вы пишете для себя или для кого-то?
Человек однозначно пишет для себя. Когда не пишешь, начинаешь задыхаться. Другое дело, что когда ты что-то написал, это что-то должно быть нужно кому-то ещё. Чтобы какая-то строчка нашла сочувствие, переживание в ком-то другом. Очень важно чувствовать что ты — такая же, как и другие, с такими же проблемами и переживаниями.
Поэзия — это Ваше хобби или что-то большее?
Я не могу сказать, что это хобби. Хобби – это то, что ты делаешь в свободное время, а здесь всё гораздо серьёзнее. Хобби ты можешь заниматься, даже если сам знаешь, что выходит плохо, но тебе просто нравится это делать. А когда человек понимает, что без этого не может, и что это — то главное чем бы занималась, если бы была такая возможность.
Какие успехи и победы принесло Вам ремесло поэта?
Победы начались с поэтического конкурса в университете. Зачастую победой является какая-то публикация или новые читатели. У меня вышло шесть сборников. Первый сборник «Дамское Седло» вышел ещё в Барнауле в 1995 г. А уже всё остальное вышло в Праге. Самый последний сборник был опубликован в 2008 г. В 2009 г. году я была в Брюсселе на финале международного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира». Тогда съехались поэты со всех стран мира. И это действительно был праздник поэзии, ведь большинство подобных конкурсов проводится с целью собрать народ да попить пива. А здесь люди читали свои стихи, и слушали других.
Что вдохновляет Вас в Вашем творчестве?
Бывает так, что просто сидишь и приходит вдохновение. Прямо как снег на голову. Но такое случается очень редко. А вообще вдохновляет всё понемногу. Жизнь, которой живёшь, и которой не живёшь, но хотелось бы. Прага! Этот город просто неиссякаемый источник вдохновения. Иногда достаточно выйти на Карлов мост, чтобы прорезался поэтический голос. Но именно одного места для вдохновения нет. Бывает так, что идёшь по улице, которой ходишь каждый день, и внезапно появляется одна строчка. И уже начинаешь думать, как из этой одной строчки что-нибудь сделать. Потом стараюсь по возможности остаться одной, найти тишину и уют. Но это не всегда легко. Приходится жертвовать сном или разными приятными женскими слабостями, как например поход в кофейню с подругами. Когда-то Вера Инбер сказала: «Вдохновение – это умение приводить себя в состояние, пригодное для творчества». Конечно, повседневная жизнь мешает творчеству, но нужно находить компромисс.
Творчество каких поэтов Вы любите?
В разное время по-разному. Так же как меняются вкусы, меняются и поэтические пристрастия. В молодости я очень любила Серебряный век. Сейчас такого желания сесть и почитать Блока не возникает. Недавно поймала себя на мысли, что очень нравится читать антологии, и чем толще, тем лучше. И чем больше диапазон авторов, представленный в книгах, тем интереснее.
А на какие этапы можно разделить Ваше творчество?
Детство плавно перетекло в юность, которая была достаточно плодотворной. Потом настал тяжёлый период, когда я окончила университет, ощутила себя «молодым специалистом». Жизнь полностью поменялась, по-старому уже не хотела, но по-новому ещё не могла. Потом был переезд в Прагу. Он полностью поменял моё мировоззрение. Ну и третий этап — это рождение детей.
Когда и как было написано стихотворение «По следам Тихо Браге»?
Я написала его достаточно давно, точно так и не вспомню. В Праге после переезда и по нынешний день я открываю для себя что-то новое, интересные факты. Информация о Тихо Браге была толчком, из которого получилось стихотворение.
Какое значение для Вас имеет победа в конкурсе «Стихопортерты»?
Ну, прежде всего это приятно. Наверное, никто не сказал бы, что победа не радует. Причём этот конкурс был достаточно серьёзным, с хорошими стихами. В качестве вознаграждения моё стихотворение опубликуют в печатной энциклопедии «стихиры».
Как Вы считаете, каково место поэзии в современном мире?
Поэзия сейчас, к сожалению, находится в периоде стагнации. И хотя место её в мире сегодня невелико, но ведь вообще без поэзии нельзя. Поэзия – это такой особый взгляд на жизнь. Дело не в конкретном поэте. Сейчас таких откровений, как раньше, не будет. Но всё же есть люди, которые пишут стихи, и их немало. А если стихи пишут, то значит, их и читают. И неважно, что это как капля в море. Главное что они есть
.
Должна ли поэзия как-то воспитываться в человеке?
Во-первых, поэзия никому ничего не должна. А вот дух поэзии… Поэзия по своей сути элитарна. Во времена Пушкина даже был такой предмет «поэзия». Там учились писать стихи. А вот когда начинается насаживание поэзии, призванное сделать её массовой, то ничего из этого хорошего не выйдет. Поэзия не может быть массовой.
По следам Тихо Браге
Туристы ли, паломники, бродяги,
Покорно семенящие за мной!
С утра нас ждёт великий Тихо Браге:
Он жил здесь, в Праге, рядом, за стеной!
По улочке — крутой, как знак вопроса
(И без названья, кажется, вообще),
Веду людей к Серебряному Носу
И к радуге на огненном плаще.
Вот дом его. За капуцинским храмом,
Где бубенцов заученная трель…
Здесь нет интриги и любовной драмы —
Одна сплошная звёздная дуэль!
Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас…
Ты мой алхимик, Время! Но не лекарь,
В сны превращавший годы столько раз!..
Прокружим до полуночи по Праге,
А, может быть, до завтрашнего дня,
Чтоб старый телескоп свой Тихо Браге
Направил и на вас, и на меня,
Чтоб он увидел сердце человека,
Повисшего над пропастью потерь…
Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь…
«Пражский телеграф»