Куда уходят лекарства

Ответ на вопрос, почему исчезают лекарства из чешских аптек, прост: их перепродают за рубеж. 

Пациенты в Чехии всё чаще стали отмечать, что купить некоторые лекарства, выписанные врачом, бывает очень трудно. В аптеке отвечают, что лекарство закончилось, то же в другой и в третьей. В то же время, например, в Германии, пациент с рецептом совершенно спокойно и без проблем возьмёт тот же препарат.

Оказалось, что чешские аптеки перепродают лекарства за границу. В Германии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Литве и Латвии цены на многие лекарственные препараты намного выше, чем в ЧР, что позволяет чешским аптекам получить дополнительную выгоду. Чаще всего речь идёт о лекарствах против высокого давления, таких как «Микардис Плюс», «Дилатренд», «Тенаксум». Также периодически возникает дефицит «Стинокса» от бессонницы, «Ксеникала» от ожирения, «Бетадина» и «Панадола».

Такая перепродажа лекарст не является легальной. По закону, лекарства, закупленные аптекой, должны идти на лечение пациентов в Чехии. Однако, фактически это положение можно легко обойти. Так, аптека может стать дистрибьютором (получить разрешение на дистрибьюцию лекарственных препаратов), что разрешено и легко оформляется. Тогда, покупая, например, 5000 упаковок лекарства, половину аптека может перепродать другой аптеке, не обязательно чешской.

Поэтому даже выявленные случаи нарушения закона тяжело доказать. Государственный комитет по контролю за производством и продажей лекарственных препаратов старательно ищет подобные случаи. По словам его директора Мартина Бенеша, ситуация осложняется тем, что аптеки не обязаны отчитываться перед комитетом о количестве проданных лекарств по рецепту и без него. Тем не менее, уже было доказано несколько случаев спекуляции, виновные были наказаны штрафами. Штраф в подобных случаях составляет около 200 тысяч крон, что вряд ли остановит фармацевтов от дальнейшей спекуляции — эту сумму покроет одна перепроданная партия.

На сегодняшний момент чешское законодательство таково, что прекратить спекуляции лекарствами пока невозможно. Остаётся надееться на то, что в закон будут внесены поправки и дополнения.

Виктория Матвейко

«Пражский телеграф»