Запишите меня в казаки!

В середине прошлого года в Праге состоялось открытие Казачьей посольской станицы Центрального казачьего войска (ЦКВ). Наказным станичным атаманом был назначен представитель Православного прихода Пражской епархии Пражского и Среднечешского благочиния архимандрит Сергий (Иванников).

 

Наш корреспондент Владимир Власов встретился с отцом Сергием и попросил рассказать его о том, чем была вызвана необходимость создания в Праге такого необычного образования, как Казачья посольская станица, чем она сейчас живет, и какие планы казаков станицы на будущее.

— Со словам «казак» ассоциируется, в первую очередь, фраза «казачья вольница», кубанские и донские степи, скачки и служба Царю и Отечеству. Что делает Казачья станица в Праге?

–Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за интерес и внимание к работе Казачьей посольской станицы «Троицкая» Центрального казачьего войска и пожелать читателям вашего издания всего самого доброго в семьях, в делах, чтобы в душах было смирение, а не гордыня. Думаю, что этими качествами обладают все казаки нашей станицы и благодаря этому мы сегодня можем твердо сказать, что Казачья посольская станица в Праге существует не на бумаге, а в делах.

А дела наши – богоугодные. За время существования станицы казаками была проделана определенная работа по привлечению к её работе новых членов из числа соотечественников; по установлению деловых связей с казачьими формированиями в других странах и регионах России.

Нельзя не отметить и активное участие наших казаков в славных делах Митрополита Чешских земель и Словакии Блаженнейшего Владыки Христофора – это подготовка и празднования церковных праздников, поддержание порядка во время богослужений, возложение венков во время торжественных церемоний, организация христианских миссий. Например, совсем недавно такая миссия была организована в Сибирь, город Омск.

— Связаны ли вы как-то с казачьими станицами в других странах Европы?

Конечно, у нас много общих проектов. Казаки Праги активно откликнулись на призыв Тульского отдельского казачьего общества о воздвижении Храма Казачьего Единства на истоке Дона, обратившись со страниц журнала «Голос православия» ко всем казакам Европы начать сбор средств на строительство Храма.

Хотелось бы отметить, что за проделанную в этом направлении работу имена ряда казаков, работающих в российских загранучреждениях в Чехии, занесены в поминальный список при Иконе Божьей Матери, среди них — Власов В.А., Демин Ю.А., Жарова И.А., Васильев А.П., Перов В.Г., Кандауров В.И.

Первые результаты деятельности Казачьей посольской станицы ЦКВ в Чехии показали правильность избранных направлений ее работы, основными из которых являются: противодействие возрождающимся неонацистским и фашистским тенденциям в Европе, воссоздание позитивного имиджа России и её военной истории за рубежом, оказание содействия Русской православной церкви в её работе среди соотечественников, а также в целом работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в части его международной деятельности.

– А почему ваша Казачья посольская станица называется «Троицкая»?
– Дело в том, что открытие станицы состоялось 7 июня 2009 года, а это был День Святой Троицы. В честь Дня Святой Троицы мы и назвали нашу станицу «Троицкой».
– А почему вообще вдруг кому-то пришла в голову мысль создать в Праге казачье движение. Это что, дань моде?
– Нет, это не дань моде, и не чьё-то внезапное озарение, и не приказ сверху о создании чего-нибудь казачьего за рубежом. Это – историческая закономерность. Если в России возрождение казачества началось в 90-х годах прошлого века, то в Праге казачьи станицы, – со всеми атрибутами, казачьими укладом жизни и ведения хозяйства, – стали образовываться с 1921 года и существовали вплоть до 1945 года. Потом был перерыв в их деятельности, связанный с рядом объективных политических причин, и вот через шестьдесят лет русские казаки вновь напомнили в Праге о себе.
– В Праге были казаки и раньше? Известно о казаках в Австрии, но о казаках в Чехии слышать не доводилось…
– Становление казачьей эмиграции в Чехословакии следует отнести к 1921 году, самому началу так называемой Русской Акции Помощи (Р.А.П.), организованной правительством молодой Чехословацкой Республики (ЧСР).
Правительство Чехословакии в 1921 году выступило с обращением в адрес российских эмигрантов, студентов, людей науки и земледельцев с предложением переехать в Чехословацкую Республику для окончания учёбы или продолжения научной и педагогической работы, помощи в основании русских и украинских учебных заведений различной степени, укрепления и развития традиций демократии, a также сельского хозяйствa. Среди приехавших в Чехословакию бывших подданных Российской империи были тысячи казаков.

– Действительно, говорить о моде на казачье движение в Праге не приходится. Скорее наоборот, казакам надо вернуться к своим истокам, а истоки эти, как свидетельствует Ваш рассказ, находятся не только на Дону и Кубани, но и в Константинополе, и в Париже, и даже в Пардубицах.

– Совершенно, верно. А если вспомнить, что на Ольшанском кладбище в Праге сформировался целый казачий некрополь, то вопрос о военно-мемориальной работе, которую проводит наша казачья станица, может приобрести новый смысл и совершенно новое направление, без которых дальнейшее развитие казачьего движения в России будет односторонним.
Судите сами, в крипте храма Успения Пресвятой Богородицы в разное время были похоронены директор Донского казачьего корпуса генерал-лейтенант Т.А. Семерников (1949); доктор медицины, поэт, автор известной книги «Казачья исповедь» донской казак Н.А. Келин (1894-1970); вблизи Успенской церкви погребены донские казаки полковник В.В. Добрынин (1884-1938), подъесаул И.И. Цапов (1888-1967), донской атаман В.Ю.Налетов. Здесь же похоронена и Е.И. Балабина, супруга известного казачьего генерала Александра Балабина (ур. Воробьева) (1935), здесь находятся и могилы полковников Всевеликого войска Донского, братьев Пухляковых – Василия Николаевича и Николая Николаевича; а также Надежды Владимировны Брусиловой, вдовы главнокомандующего русской армией генерала Алексея Алексеевича Брусилова, и могила кубанского казака, хорунжего П.Ф. Думбровского (1887- 1939) и т.д.

— Если не ошибаюсь, то и Владимир Путин во время своего визита в Прагу отдал честь казакам?

Да, он почтил память русских офицеров и казаков, умерших в Праге от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года. Можно смело утверждать, что о казаках в Чехии всегда помнили и помнят, что казаки всегда были верны идеалам православия и верного служения Отечеству, и речь идет не только о казаках, живущих и работающих сегодня в Чехии, но и о тех, кто погиб и похоронен здесь, отдав свои жизни за свободу других народов, других стран. Вечная им память!

– Ваша вера в возрождение российского казачества, господин Атаман, не может не вдохновить, но все же, какие ближайшие конкретные планы работы Казачьей посольской станицы в Чехии?

– Наши планы тесно увязаны с общими направлениями работы Центрального казачьего войска (ЦКВ) в Москве. Конечно, с учётом нашей заграничной специфики. Я бы назвал четыре основных направления нашей работы.
Во-первых, мы будем продолжать вести военно-мемориальную работу. Ответственный за это направление у нас есаул Кубанского казачьего войска М.А.Дзюба. У него эта работа хорошо получается, ему нравится, и нет смысла её прекращать.
Но, однако, в этой работе наши казаки заметили один очень серьезный изъян, устранение которого потребует, вероятно, и помощи российского Посольства в Праге. Речь идет о необходимости внесения изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1999 года. В тексте указанного соглашения указаны только «граждане бывшей Австро-Венгрии и бывшей Чехословакии», а о подданных бывшей Российской Империи нет ни слова. Получается, что за могилами уже названных мной российских офицеров и казаков, умерших в Праге в 1813 году уже можно не ухаживать? О могилах русских воинов первой волны эмиграции, которые не были никогда гражданами бывшего СССР, можно забыть?

Казацкий хор не собираетесь создавать?

Непременно будем. В Чехии ежегодно проходят около сотни международных фольклорных фестивалей и конкурсов, концертов и смотров. Участвуют все – и местные жители, и крестьяне окрестных деревень, и их дети, и приезжие ансамбли из Черногории и Македонии, Сербии и Словакии, индейцы и цыгане, валахи и русины. Все…, кроме русских казаков. Такое положение дел нельзя признать правильным. Будем исправлять положение. С Директором Чешского Фольклорного общества господином Зденеком Пшеницей контакты уже установлены и, с его стороны, обещана всяческая поддержка.

А на конях скакать?

Спортивная работа обязательно должна быть. В Чехии проходят ежегодно десятки конно-спортивных соревнований. В частности, 29 мая 2010 г. на знаменитых Пардубицких скачках будет «Русский день», выделены специальные призы, обеспечена реклама, а Россия в заездах не участвует. А где же русские конники? Где казачьи наездники? Где представители российских конных заводов? Считаю, что такое положение дел наносит прямой урон имиджу России за рубежом. Если потребуется, то этот вопрос наше казачье общество поднимет вплоть до уровня Президента России.

Есть ещё какие-то направления деятельности, о которых я забыл упомянуть?

Наука. Почему-то принято считать, что казаки очень далеки от науки и всякой исследовательской деятельности. Это неверно. Без учета казачьего взгляда на многие вещи не может развиваться ни историческая наука, ни география, ни история религиозных учений, ни ветеринария, ни кинология. А история культуры, музейное дело? А языкознание без диалектов казачьих областей как может обойтись? Однако при этом, российские казачьи общества проявляют очень слабый интерес к участию своих представителей в международных научно-практических конференциях и популяризации имеющихся результатов исследований.
Я лично, например, очень жалею, что известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал не успел завершить проработку своей гипотезы о том, что предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона, фактически казаками. Почему эта тема как-то заглохла?

– Действительно, эта тема не обсуждается. А что Вам известно по этому поводу?

– Я – не историк, тем более не историк стран Северной Европы. Но знаю, что весной 2001 года Хейердал приезжал в Россию, в Ростов-на-Дону, и ошеломил всех своим заявлением, что, если верить известному средневековому историку Снорре Стурлуссону, то свыше двух тысяч лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий король Огден со своими воинами-асами. Но ведь верховного бога скандинавов звали Один, и он был предводителем племени героев-асов! Не от названия ли этого загадочного народа унаследовали свои имена и город Азов, и Азовское море?

– Уважаемый отец Сергий. Скажу Вам честно, я, как журналист, не ожидал, что из скромной темы нашей беседы о Казачьей посольской станице в Праге вдруг получится такой водопад знаний, событий, имён, дат. Запишите меня в казаки!

Владимир Власов
Международная федерация журналистов
«Чехия сегодня» (№ 162/2010)

ВСТАВКА: Первая организованная группа беженцев была отправлена в ЧСР из Константинополя, Галлиполи и Лемноса осенью того же года. Среди них находилось более чем 1000 студентов и немного больше чем 800 земледельцев, 790 из которых являлись именно казаками. Первая группа казаков была отправлена на парoходе «Вигберт» 14-го ноября 1921 г., второй транспорт численностью в 1092 человек был отправлен в январе 1922 г.. Большая часть земледельцев была сразу же направлена в Пардубице, а ответственность за нее и распределение необходимой помощи взял на себя Чехословацкий сельскохозяйственный союз.

Одной из первых общеказачьих организаций, которые возникли на территории независимой Чехословакии, был Общеказачий сельско-хозяйственный союз в ЧСР. В состав правления чехословацкого союза были выбраны: В.А. Харламов (председатель), Ф.Т. Аспидов, П.А. Орлушин. В работе союза непосредственное участие принимали также В.И. Сидорин, В.Т. Васильев, Г.Ф. Фальчиков, Т.М. Стариков, Ф.С. Сушков, А.Д. Автономов, А.В. Попов, В.Г. Загороднов и др. Печатным органом союза являлся журнал «Казачий путь», с 1927 г. поменявший название на «Путь Казачества». Главным редактором обоих печатных изданий являлся В.А. Харламов.
В столице Чехословакии в 1921 г. была создана Пражская общеказачья станица (атаман — подъесаул С.А. Ребов). В ней к концу 20-х гг. насчитывалось 35 донских казаков, из которых было 2 офицера, 7 кубанских казаков, из которых было 5 офицеров, и 2 терских казака. Станица обзавелась небольшой суммой из казачьих денежных взносов в размере 2,5 кроны в месяц и имела в своем распоряжении около 1400 крон. Безработным казакам станица выдавала бесплатные обеды, обувь и одежду, предоставляла ночлег и помогала в трудоустройстве.
Немало русских офицеров и генералов было принято чехословацким правительством на военную службу.
С 1927 г. в Праге действовал Чехословацкий отдел Казачьего союза, основанного в 1924 г. в Париже Н.М. Мельниковым. Главными представителями отделения являлись С.В. Маракуев и П.А. Скачков.
В городах Чехословакии казаками было создано немало станиц, развивалась литературно-художественная жизнь. Здесь жил, писал и преподавал известный историк, земский статистик и общественный деятель Кубанского казачьего войска Ф.А. Щербина.
В 1939 г. Чехословакию оккупировали войска Третьего рейха. Чехословацкая армия была демобилизована. После расчленения Чехословакии на формально независимую Словакию и протекторат Богемия и Моравия германские оккупационные власти постарались взять на учет проживавших в протекторате чинов русских эмигрантских воинских организаций. И даже тех, кто в этих организациях не состоял, но в годы Гражданской войны в России воевал против большевиков. Тогда же германские власти поставили во главе зарегистрированного в Берлине Объединения русских воинских союзов (ОРВС), бывшего начальника 2-го отдела РОВСа генерала А.А. фон Лампе.
В 1939 году, после запрета большинства российских эмиграционных организаций и обществ гитлеровскими властями, в рамках отделения действующего в Германии Общеказачьего союза генерала П.Н. Краснова, было образовано Общеказачье объединение в Протекторате Чехия и Моравия.
В Праге с 1936 по 1945 гг. действовала Донская Казачья имени Войскового Атамана генерал-лейтенанта графа М. Н. Граббе станица, целью деятельности которой являлось объединение казаков, живущих в Праге и ее окрестностях, оказание всех видов помощи ее членам, а именно: трудоустройство, забота о нетрудоспособных и безработных, вдовах и сиротах, оказание юридической, медицинской, кредитной и другой помощи; сохранение казачьих обычаев и традиций; ознакомление подрастающего казачьего поколения с историей казачества, географией казачьих краев, законами и бытом казачьих войск.
А что случилось с казаками русского зарубежья после 1945 года, я думаю, Вам хорошо известно.