Антиквариат стал привлекательным объектом для инвестиций, однако весьма опасным объектом.
Эффект Буратино никто не отменял. Истории сказочного обогащения людей, которые вдруг узнали, что дверь в их квартире является, на самом деле, картиной всемирно известного художника неземной ценности, не дают покоя многим, мечтающим о сытой, спокойной и обеспеченной жизни. Они мечутся по блошиным рынкам и лавкам старьёвщиков, рассчитывая на то, что вон та вон замусоленная картинка в углу принесёт им несметные богатства. Бывает, что их мечты сбываются, но только очень редко. Гораздо чаще замусоленная картинка так и остаётся напоминанием о несбыточных мечтах.
«Картины и другие предметы антиквариата – очень интересный объект для инвестиций, — говорит владелец уникального частного Музея русского искусства в Праге Валерий Ларионов. – Цена на антиквариат устойчиво растёт, причём по некоторым позициям стабильно даёт прирост 10-12% в год. Нередки и более доходные сделки. Но очень важно правильно попасть в тему и приобрести подлинно старинную вещь либо вещь, имеющую реальную культурную ценность».
Первое правило при покупке картин и предметов антиквариата для людей, которые не занимаются этим профессионально – проконсультироваться с экспертом либо потребовать от продавцов заключения эксперта. Впрочем, и покупка дорогих картин на аукционах не может являться гарантией того, что вы приобретаете подлинник. В разговоре с ПТ заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева подчеркнула, что бывают случаи, когда ведущие аукционные дома мира попадают на удочку мошенников и продают подделки: «Искусство подделки антиквариата дошло уже до такой степени совершенства, что порой требуется многоступенчатая экспертиза, чтобы определить подлинность работы. А сама по себе такая экспертиза обходится очень недёшево».
Кстати, недавно один из аукционных домов Чехии продал на торгах картину «Ленин и Горький в Горках», которую смело приписали кисти ведущего советского художника Василия Ефанова. Однако в итоге сделка зависла: покупатель поставил под сомнение подлинность работы и потребовал от продавца предоставить заключение эксперта либо иное доказательство того, что эта картина на самом деле была написана Василием Ефановым.
Второе правило – антиквариат, который рассматривается как объект для инвестиций, не стоит покупать на пике цены. В мире антиквариата существуют свои модные тренды, и художник, который сегодня продаётся «на ура», через некоторое время тихо покрывается пылью в галереях. «Если говорить об интересном объекте для инвестиций, то сейчас это, безусловно, предметы эпохи модерна (в Чехии его называют secese). Это была очень короткая эпоха – с самого конца 19-ого до 20-х лет 20-ого века, она была полна романтизма, и сейчас она только начинает входить в зенит популярности», — говорит эксперт Василий Фефилов.
Третье правило – при покупке произведений искусства непрофессионалам стоит отдать предпочтение всё же антиквариату, а не вторгаться в область современного искусства. «На аукционах, как правило, гораздо дороже продаются невзрачные, но зато подлинные античные стеклянные серьги, чем работы сегодняшних мастеров», — говорят в разговоре с ПТ супруга экс-чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова Наталья, коллекционер и тонкий знаток и ценитель антиквариата.
Четвёртое правило – к реставрации антиквариата надо отнестись очень осторожно и доверить её только специалистам. Правильная реставрация в разы повысит стоимость антиквариата, в то время как небрежная либо чересчур помпезная работа может эту стоимость понизить.
«Пражский телеграф»