Прага фестивальная

Ещё 15-20 лет назад Прага в масштабах Европы не была особо популярным городом. Сегодня столица Чехии – настоящая Мекка туристов.
По данным Всемирной туристской организации уже к 2005 году столица Чехии вышла на шестое место в Европе по числу посещений после Лондона, Парижа, Рима, Мадрида и Берлина. Общее число туристов, посетивших Прагу, превысило в 2011 году 3,8 млн. человек. При этом, как отмечают специалисты, Прага далеко не исчерпала потенциал своего развития и имеет все возможности привлекать гораздо больше гостей в связи с проведением различных культурных мероприятий.

 Ежегодно пражский магистрат выделяет на культуру сотни миллионов крон, но даже такая, казалось бы, крупная сумма является предметом острых споров между её отдельными получателями – всем желающим денег хватает едва-едва, а самыми обиженными в этом смысле считают себя малые театры.

Всего в городе насчитывается 84 театра с постоянной сценой, 34 кинотеатра, 86 публичных библиотек, 74 музея, 160 художественных галерей и множество концертных залов и музыкальных клубов.

Международные музыкальные фестивали «Пражская весна», «Прага Антонина Дворжака», «Струны осени», Пражский международный фестиваль органной музыки, Пражский писательский фестиваль, Международный фестиваль документального кино о правах человека «Один мир», Пражский фестиваль экспериментального искусства, Всемирный фестиваль цыганского искусства – вот далеко не полный перечень культурных событий мирового масштаба, проходящих в Праге, и в разное время года приковывающих внимание огромного количества зрителей – как чешских, так и зарубежных.
Некоторые фестивали уже можно назвать историческими – например, фестиваль классической музыки «Пражская весна», самый старый в Чехии, впервые состоялся в 1946-м году и с тех пор проходит в Праге ежегодно с 12 мая по 4 июня. Причём традиция открывать фестиваль циклом симфонических поэм «Моя Родина» Бедржиха Сметаны и закрывать его «Одой к Радости», входящей в состав 9-й симфонии Бетховена, не нарушается с 1952-го года.
Другие фестивали, такие как «Прага Антонина Дворжака» (с 2008 г.), совсем молоды, но год от года набирают обороты, радуя слушателей всё более разнообразными и насыщенными программами.

Некоторые фестивали, к сожалению, прекратили своё существование – например, «Пражская осень», существовавшая с 1991 по 2008 гг. Стоит отметить, что «Пражская осень» не являлась государственным фестивалем, но была ориентирована на любителей классической музыки. Возможно, поэтому ей не удалось избежать проблем с финансированием. Несмотря на то, что фестиваль поддерживали различные некоммерческие организации, а последние 5 лет он проходил под патронатом президента Чешской республики Вацлава Клауса, стоило только главному долголетнему спонсору фестиваля отказаться выделять деньги на его проведение, как он закрылся. Организаторам просто не удалось заменить его в условиях финансового кризиса. В 2009 году другая частная фирма попыталась устроить вместо «Пражской осени» новый, более скромный, фестиваль «Радиовещательная осень», но хватило его ровно на один сезон.

Фестивали современной музыки – такие как, рок-фестивали «Rock for People» и «Masters of Rock», мультикультурный фестиваль «СазаваФест», фестиваль заграничной музыки «Mighty Sounds» и т.д. проводятся, в основном, за пределами Праги, зачастую на открытом воздухе, пользуются огромной популярностью и, несмотря на то (а, может быть, благодаря тому?), что их организаторами также являются частные фирмы, закрываться пока не планируют. Главная задача любой частной фирмы – максимизировать свою прибыль, поэтому они, как правило, лучше чувствуют новые веяния и перемены настроений в массах, лучше приспосабливаются к потребностям зрителей и продолжают собирать толпы людей, несмотря ни на какие кризисы.

Эти фестивали направлены, главным образом, на совершенно иную категорию зрителей – на молодёжь, которая очень активна и которую, как правило, с трудом можно затащить на фестиваль классической музыки. Безусловно, и это играет свою роль в том, что частные (а по существу — молодёжные) фестивали более посещаемы, чем государственные и частные классические.

Государство также устраивает иногда фестивали современной музыки. Например, выступления на Влтаве Эмира Кустурицы (2011 г.) и Горана Бреговича (2010 г.) в рамках фестиваля «Сон в летнюю ночь» собирали так много людей, что под ними едва держались мосты. «Людям нужны знаменитости – вот ключевой момент в посещаемости музыкальных фестивалей, а не то, кто их проводит – государство или частные организации», — говорит Георгий Рамишвили – организатор концертов для русскоязычной публики Праги.

Иногда государство проводит в Праге и музыкальные акции меньшего масштаба, не нацеленные ни на кого конкретно, а на всех сразу. Например, «Музыка в метро» 18 апреля этого года не могла остаться незамеченной. Люди в этот день совершали свои обычные маршруты на работу — на встречу — домой, но вдруг слышали звуки музыки, улыбались на бегу, а иногда останавливались и заворожено слушали, даже если бы в другое место слушать эту музыку не пришли. А кто-то специально приехал на ту станцию метро, где играли любимый музыкальный стиль и восторженно пританцовывал. Это мило, свежо и необычно, это притягивает. В свою очередь, акции типа «Старочешская музыка на городских площадях» привлекают, как правило, лишь зевак-туристов да случайных прохожих старшего возраста, молодёжь, как правило, проходит мимо.

Проводятся здесь и другие фестивали, не музыкальные, которые сравнивать нельзя ни с чем. Например, Международный фестиваль документального кино о правах человека «Один мир», проходящий в Праге с 1999 года, ежегодно демонстрирует зрителям около ста фильмов в течение девяти весенних дней и является крупнейшим в мире фестивалем такого рода. В 2006 году он получил Особое Упоминание в UNESCO за свой вклад в продвижение прав человека и пацифистское образование.