Юрий Куклачёв: «Весь мир знает, что есть клоун с кошками – Куклачёв»

kuklachev

Выдрессировать кошку невозможно. Она всегда сама по себе. Но стоит ему лишь слово сказать, и эти независимые животные исполняют любые трюки. Юрий Куклачёв стал известен на весь мир, благодаря своему театру кошек. О хвостатых артистах, книгах и уроках доброты Юрий Куклачёв рассказал выпускающему редактору «Пражского телеграфа» Дарии Соловьёвой.

Юрий, как произошла Ваша первая встреча с Вашей первой кошкой?
Шёл по улице, нашёл котёнка, принёс домой. Так и произошла эта встреча – на улице.
Такие истории со многими случаются, но не все после этого открывают театр кошек.
А потому что не все внимательны. Не все знают, что надо слушать своё сердечко. Молодёжь часто не знает с кем посоветоваться и начинает искать совета у подружек. Я написал серию книг, в которых учу детей советоваться со своим сердечком. Меня этому научили с детства. Сердце всегда скажет правду. Не всегда выгодно, не всегда на первый взгляд кажется, что это правда, но это истина, за которую потом всю жизнь будешь благодарен.
А я иду и вижу – плачет, кричит так жалобно. А ведь мог бы пройти мимо, но я пожалел его, взял. Это было испытание. И я его выдержал. Но я тогда не представлял даже, что это будет моей жизнью.

Вы сказали о книгах. О чём они?
Это психология. Занимательная психология для детей. В них идёт разговор о жизни. Когда я был маленький, мой дядя Вася спросил меня: «Юр, скажи, для чего ты пришёл в этот мир?» Этот вопрос он задал ребёнку семи лет. И оказалось, что это очень важно уже в семь лет уметь отвечать на этот вопрос. С трёх до девяти лет формируется нравственный стержень и рефлекс цели человека. И вот этот самый рефлекс цели у меня отлично сработал уже в семь лет. На вопрос дяди я ответил, что пришёл, чтобы жить. Тогда он спросил меня, кем я хочу стать. Я ответил, что пока не знаю. Тогда он сказал мне, чтобы этой ночью я не спал и думал, кем хочу стать. И действительно, всю ночь не спал. И решил, что я стану клоуном.

Тогда Вы решили поступить в цирковое училище?
Да. Но семь раз меня туда не принимали. Говорили, нет данных. Не формат. Но я всё-таки поступил в цирковое училище и стал клоуном. И тогда я спросил себя, чем я могу отличаться от всех клоунов мира. И тогда Творец подкинул мне того котёнка. И теперь весь мир знает, что есть клоун с кошками – Куклачёв.

Вернёмся к Вашим книгам. Чему они должны научить?
Они помогают ребёнку найти себя. Они даже вошли в школьную программу, как книги для внеклассного чтения. А в Москве уже появился урок доброты. Это урок нравственности. В школе сегодня преподают десятки предметов: физика, химия, география, но всё это оторвано от жизни.

На какой возраст рассчитаны Ваши книги?
От 3-х до 60-ти. Потому что у психологии нет возраста. Только дети — более чистые, они не думают о выгоде, о деньгах. Я пытаюсь научить их сохранять в себе эту чистоту, человечность. И получается. Я поставил эксперимент на своих детях. Моя система, во-первых, даёт возможность раскрыть природные способности – я раскрыл: Катя — художник, Вовочка – артист балета, Димочка работает с кошками. Сейчас я учу учителей. И стараюсь систематизировать всё так, чтобы была целая наука.

Грандиозные же у Вас планы.
Да. Сначала надо мной смеялись. Говорили, что это мои личные эмоции и чувства. Да нет, ребята. Это не личное. Это жизнь. Я стал учёным не в институте, изучая Гегеля и Фрейда, а я взял свою жизнь и проиграл её с того времени, как я себя помню. И понял, как надо жить. Теперь хочу этому других научить. Даю реальные советы.

Например?
Ну, например, как выбрать профессию. Надо взять лист и выписать все профессии, которые тебе интересны. Это как шведский стол. Надо не набирать горы еды, а взять маленькую ложечку и попробовать всего понемногу. Запишите все профессии и начинайте их проигрывать мысленно. Выберите одну и готовьте себя к ней. Я начал готовить себя к работе клоуном с семи лет. И я подумал, что я могу сделать сегодня, чтобы осуществить в будущем свою мечту? И я решил, что я пойду заниматься балетом.

Клоуны и балерины разве имеют что-то общее?
Чарли Чаплин прекрасно танцевал. Клоуну очень важно уметь владеть своим телом. Пять лет я занимался балетом. Потом пошёл в спорт – акробатика, гимнастика, футбол, волейбол, бокс, лыжи, коньки – всё! Мне нужна была палитра чувств. Я набирал её. Когда Леонардо да Винчи учил своих учеников музыке, ему говорили, что он сошёл с ума: «Зачем художнику музыка? Что он ухом рисовать будет?» А он отвечал, что они набирают палитру чувств. Я, не зная этого, сам делал это.
Так вот. Проанализировав всю свою жизнь, я написал книгу. Как преодолевать трудности, как не озлобиться на жизнь. Моя первая книга о любви. В ней я объясняю, что это такое. После моей книги ни одна девушка не станет делать аборт. Они по-другому смотрят на жизнь. Понимают, что секс – это инстинкт, а любовь — это другое чувство. Благодаря ей вся вселенная появилась. Поэтому моя книга сейчас самая читаемая.

Так значит, Вы теперь писатель?
Нет, я никогда им не был и не буду. Писатель – это человек, который что-то придумывает, создаёт образы. Я не придумываю, я просто беру жизнь и описываю.

Чему зрителя может научить Ваш театр?
Зритель приходит на выступление и видит, что силы добра и любви могут творить чудеса. Никто не может работать с кошками. Ни у кого не получается. Каждая кошка – это не просто кошка, это член семьи. Поэтому когда приходят возмущённые «зелёные», они видят, как живут наши кошки. Мы их не держим в клетках, они живут в специальных вольерах. На гастролях мы берём номер в гостинице для них. Представляете? Люкс огромный снимаем для кошек! Но это же артисты, они нас поят и кормят, почему они должны в клетках сидеть? Так что у нас все свободно бегают. Правда, мальчики отдельно, девочки отдельно. Но иногда Бориска проникает на женскую территорию.

Борис – это особый персонаж Вашего театра.

Это точно. Он активист.
Из любой кошки можно сделать артистку? Или должны быть какие-то данные?
Из любой. В основном мы отбираем, чтобы время не терять. Я уже знаю принцип, как это делать. Но можно научить любых, затратив лишь чуть больше времени. Я поехал в Британию в 90-ом году, наловил на улице кошек-дворняжек, зверьё такое, и через три месяца сделал из них артистов. Я тогда решил себя проверить – смогу ли я так. До этого я брал только котят. Их проще научить. Но я смог. И дворняжка, когда чувствует любовь, изменяется. Кошек нельзя дрессировать, их можно только воспитывать. Чутко, тонко, уважительно воспитывать.