Ирэна Грэгор, молодая российская актриса театра и кино, отдыхала с дочерью Дианой на одном из Теплицких курортов, и при этом не уставала восхищаться сюрреалистичным сказочным миром, окружавшим её. В полнолуние замок, который был виден из окна, погружался в ореол таинственности, который с какой-то радостной готовностью дополняли горная гряда вдалеке, терраса с цветущими магнолиями и кроваво-манящий закат солнца. Самая настоящая временная дыра… Мало кто в таком расположении духа нашел бы в себе силы ответить на вопросы журналистов, но Ирэна с большим удовольствием пошла нам навстречу и согласилась на интервью со специальным корреспондентом «Пражского телеграфа» Радой Малиевой.
Как Вам отдыхается?
Восхитительно! Всё размеренно и спокойно до изнеможения, и куда только подевались все мои проблемы! Вы знаете, я бывала во многих чешских городах, мы просто ездили по стране, наслаждаясь её видами. Сначала курс был взят на замки, но потом оказалось, что здесь в каждом самом маленьком городке есть своя изюминка. Нужно отдать должное чехам за то, что они лелеют и любят свою страну. Вообще, у меня правило: как только я приезжаю в чужие края, я присматриваюсь к культуре страны, к менталитету её жителей, – словом, мне хочется не только осмотреть достопримечательности, но и каким-то образом сжиться с обывателями, ведь мы хоть и живём на одной планете, но все мы такие разные…
Вы не впервые здесь?
Нет, потому что в Чехии живут мои родители и сестра. Отец – словак, родом из Кошиц, мама – румынка. Долгое время родители жили в Молдавии, но вот уже несколько лет как обосновались здесь и пока не жалеют об этом. Отец по профессии дизайнер, работает над разработкой рекламной продукции, мама – в прошлом атомный инженер-технолог, кстати, проектировала Запорожскую АЭС, но здесь, в Чехии, помогает отцу. Старшая сестра занята в ресторанном бизнесе в Праге.
С чего лично для вас началась Чехия?
С туристической поездки. Страна меня просто очаровала своей сказочностью. Старых городов в Европе много, но в Чехии словно сконцентрированы все существующие к историческим фильмам декорации. Мне достаточно было оказаться ночью на Старомаке и увидеть Тынский храм, как этот иллюзорный мир просто поглотил меня…
А Вы могли бы остаться здесь жить?
Для этого я слишком люблю свою профессию. Уровень моего владения чешским языком пока недостаточен, чтобы посвятить себя актёрской деятельности, хотя в жизни нет ничего невозможного. Тем более, что когда я приезжаю в Чехию, я буквально расцветаю. В Москве ты в постоянной спешке, а здесь какой-то другой ритм жизни, как будто ты полноценнее живешь и ярче всё чувствуешь.
Вы владеете несколькими иностранными языками – английским, румынским, немного арабским и испанским. Для Вас не проблема выучить и чешский…
В принципе, это так. Я немного говорю по-чешски, выучила лексику и грамматику, но словарный запас пока маловат. Однако на бытовом уровне у меня не возникает языковых проблем: там, где я не могу выразиться по-чешски, плавно перехожу на английский, кроме того, здесь очень многие понимают по-русски. Сама не знаю почему, я очень люблю слово «křižovatka» (перекрёсток) и часто «демонстрирую» его своим российским друзьям, которые просто ухахатываются от его милого звучания.
Для одного человека у вас очень много талантов: Вы владеете несколькими иностранными языками, пишете стихи и прозу, профессионально поёте, танцуете, рисуете и всерьёз увлекаетесь египтологией и эзотерикой, кроме того, Вашим хобби является фотография. Господь Бог был по-настоящему щедр к Вам…
Спасибо Богу, что у меня всё это есть, но, на самом деле, он щедр ко всем, просто не каждый себя развивает. Я многогранный человек и не могу остановиться на чем-то определенном. Люблю рисовать, и если рисую, то стараюсь изучать существующие в изобразительном искусстве техники. Если я штудирую языки, то изучаю их досконально. Мне постоянно не хватает времени, и я никогда не смогу заснуть, не почитав книгу, поскольку мозг всё еще включен и готов принимать информацию. Жажда знаний, наверное.
Мы рождаемся чистым листом – Tabula rasa – и только приобретенный жизненный опыт по-настоящему раскрывает в нас Человека. И вот здесь всё зависит от наших стремлений и желаний, поэтому тратить время на глупости не стоит. Я не могу тупо сидеть на диване и смотреть телевизор, потому что когда ты находишься в неопределённом состоянии, судьба никогда не подарит тебе неповторимого шанса…
Вы производите впечатление человека оптимистичного, однако Ваши стихи и картины полны грусти…
Действительно, стихи довольно печальные и даже мрачные, потому что когда у человека позитивное настроение, им хочется наслаждаться, делиться с друзьями. Мне хорошо, и это позитив, это солнце, это рассвет. А в состоянии меланхолии необходимо вытащить, достать грусть из себя, в чем мне и помогают стихи и рисование.
Когда я пишу, это всегда особенный процесс, нечто свыше включается и работает за меня порой погоняя меня всю ночь, принуждая закончить, бросить кисть и забыть… И только потом, спустя какое-то время, я достаю картину и с её помощью осознаю, что же со мной происходило…
Говорят, что в профессии актёра есть нечто от дьявола, что на самом деле актёры проживают не свою, а чужую жизнь…
В актёрской школе есть два направления – представления и проживания, то есть, речь идет о системах Станиславского и Мейерхольда и комедии дель-арте. Если бы все так вживались в актёрскую роль, роль Анны Карениной бы была ролью-однодневкой. Некоторые артисты, играющие трагические роли, потом по полдня отходят; но есть такие, кто отыграл роль, снял с себя за кулисами маску и тотчас стал самим собой. Я считаю, что это самый правильный вариант. Наша профессия ничем не отличается от всех остальных, дело лишь в том, как к ней относиться…
У Вас довольно нестандартный для России восточный типаж лица. Это каким-либо образом влияет на выбор ролей?
Да уж, с моими внешними данными мне не суждено играть классических русских красавиц. Когда мы сдавали дипломный спектакль в ГИТИСе, то заболела студентка, играющая служанку Глашу в «Грозе» Островского. Мне заплели косички, надели на меня сарафан и пришли в ужас – ну, не Глаша я, и всё тут…
Но я не жалуюсь, тем более что снимаюсь в фильмах, которые мне по духу ближе всего – исторических и документальных. В частности, в «Проклятии клана Онасисов», где моей героиней была Кристина Онасис в её московский период жизни. Это был безумно интересный проект, я очень много читала про саму Кристину, про её семью, её отношения с окружающими. Фильм получился очень качественным и до сих пор вызывает неподдельный интерес у зрителей – его часто повторяют по российскому телевидению, о нём говорят, потому что документальное кино трогает людей гораздо сильнее, чем художественный вымысел.
Вы ставите перед собой цели в жизни, планируете её?
Моя самая серьёзная профессиональная цель – самореализация, поскольку, единожды опробовав профессию актёра, ты становишься зависимым и не можешь жить без этого. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок был здоров и счастлив, в маленькой Диане – вся моя жизнь…
А что бы Вы могли пожелать нам, живущим в Чехии читателям «Пражского телеграфа»?
Для меня всегда было очень важным умение удивляться чему-либо. Это нечто сродни детской наивности, необъяснимой радости, это яркие краски нашей жизни. Без способности удивляться мы потеряем интерес к жизни, поэтому желаю всем вам не терять этой способности долгие-долгие годы…
Фильмография Ирэны Грэгор
2010г. Сериал «Однажды в Ростове»
2009г. Фильм «Далида. Проклятие Нефертити»
2008г. Сериал «Цыганки»
2008г. Сериал «Глухарь»
2006г. Сериал «Человек без пистолета»
2006г. Фильм «Бой с тенью 2: Реванш»
2006г. Сериал «Криминальные истории»
2006г. Исторический фильм «Турецкий кульбит»
2006г. Сериал «Виола Тараканова 3»
2005г. Фильм «Взрослые игры»,
2004г. Исторический фильм «Завоеватели»,
2004г. Док.фильм «Проклятие клана Онассисов»
В творческих планах – съемки фильмов «Казачьи сказки 2 » и «Меч без имени» (по роману известного российского фантаста Андрея Белянина). Обе картины планируется снимать в Чехии.