В начале октября в Праге состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». Солистка Светлана Сурганова, выйдя на сцену, сразу предупредила: «Если вы пришли сюда, услышав слово «оркестр» в нашем названии, знайте: мы играем не классическую музыку. Сейчас тут будет рок-концерт!»
Жизненная позиция Светланы : когда тебе хорошо – танцуй и улыбайся, когда плохо – танцуй и улыбайся еще чаще. О том, как рождаются песни, Ахматовой и переменах Светлана рассказала выпускающему редактору «Пражского телеграфа» Дарии Соловьёвой
У вас есть премия «Лучший живой коллектив года». Что это для вас значит?
Есть огромная разница между живым звучанием и студийным звучанием. Когда коллектив выпускает пластинку, у них все прекрасно студийно звучит, не обязательно, что они так же прекрасно звучат вживую. Умение звучать вживую, безусловно, намного важнее. Если ты музыкант, ты обязан уметь играть без фонограммы. Если ты сессионный музыкант — это уже другая профессия и совсем другая история. А если ты выступаешь на сцене, ты должен хорошо играть, ты должен всё делать красиво, энергично, ты должен уметь дарить людям живую энергию. Поэтому для нас эта премия была очень важна, принципиально важна.
Ещё о живом звучании. Почему за границей все поют вживую, почему они делают потрясающие шоу, а мы так не умеем?
Я думаю, мы тоже скоро научимся. Там уровень раскрепощённости и внутренней свободы совершенно иного качества, иной степени. У нас много психологических зажимов. Мы боимся быть самостоятельными, самобытными. Мы редко выпускаем на свободу свою «самость». Боимся себя обнаружить такими, какие мы есть. Мы пытаемся кому-то подражать. Существуют некие манеры поведения, движения на сцене, приёмы — и вот все начинают их копировать, тиражировать. Поэтому многие артисты похожи друг на друга.
Вы тоже кому-то подражаете?
У меня бы и не получилось. Я на это не способна, хоть и обезьяна по году рождения. Лучше самому быть неподражаемым, чем подражать кому-то.
Вы на сцене и Вы в жизни — это один и тот же человек или разные люди?
Очевидцы говорят, что я как в жизни. Возможно, на сцене я более разнузданная. Впадаю в детство, начинаю шалить. Во взрослой-то жизни уже и не пошалишь — тебя не поймут. Мы видим свои плюсы, свои минусы. Мы абсолютно антипафосный коллектив. Мы не боимся предстать в смешном свете. Мы всё делаем по-настоящему, глубинно, без лишней показухи.
Но песни у вас совсем не смешные.
А это наша маленькая изюминка. Мы поём о серьёзных вещах, но достаточно легко. Форма подачи должна быть доступной и максимально танцевальной. В первую очередь это должно человека привлечь, а потом, если у него будет желание и силы, он ещё и вникнет в то, о чём, собственно, песня. Приятный бонус.
Откуда берутся песни в Вашей голове?
Они берутся не из головы, а чуть ниже. Это область — сердце называется. Это сумма переживаний — никакой математики. Я хотела начать писать математические тексты с выверенной гармонией. Нет, это не мой путь. Пока какая-то ситуация не зачнёт песню, пока она у меня не выносится, а вынашиваться она может годами — я как слон — песни не будет. Они появляются естественным путём, рождаются после вынашивания. А не так: «А давай-ка я сегодня напишу песню. Какую бы выбрать тему?» — я так не умею.
У нас что ни песня — то хит. Когда пишете, думаете о том, будут ли крутить песню на МТV?
Боже упаси, какой вообще МТV?! Мы крайне далеки от подобных каналов. Конечно, я вижу, какая вещь может быть потенциально радийной, но я на это не зацикливаюсь. У меня очень простой способ отбора песен: если мне интересно её петь, если тема для меня актуальна, если мне нравится, как она звучит, мы включаем её в альбом. Вот и всё.
В одном из интервью Вы сказали, что любите менять что-то в своей жизни. Большинство людей не любит перемены.
Это полезно, конечно. Надо, по крайней мере, не бояться перемен, быть готовым к ним и принимать с благодарностью. Если судьба представляет тебе возможность что-то изменить — не надо паниковать по этому поводу, надо расслабиться и сказать «спасибо». Эта ситуация явно должна тебя чему-то научить.
Вы выпустили аудиокнигу со стихами Анны Ахматовой. Как появился этот проект?
Эта идея пришла в голову одному из московских издательств, которое предложило мне
поучаствовать в записи их аудиокниги. Но так получилось, что у издательства возникли какие-то финансовые трудности и проект завис. А мы подумали, что это хорошая идея и решили осуществить её своими силами. Мы привлекли разных людей — тех, кому нравится Ахматова, кто бы хотел почитать Ахматову. Это были совершенно разные люди и многие из них были совершенно не профессионалы – не актёры, не певцы, без навыков и опыта, без постановки голоса. Это мне и показалось особенно интересным – когда люди разного социального статуса читают ахматовские тексты. На мой взгляд, получился интересный диск. Перед тем как заняться им, я, конечно, проштудировала всё, что было до этого издано, и с полной ответственностью могу заявить, что наш диск получился очень оригинальным. Он не такой академичный и сухой, как многие другие, может он не такой ровный, но его интересно слушать. Даже мне — до сих пор!
Вы вообще слушаете свои песни?
Ну это как работа над ошибками – да, конечно. Мы записываем каждую репетицию, слушаем. Анализируем. Это обязательный рабочий момент.
Чьё мнение о вашем творчестве важно для вас?
Конечно, моих друзей. Я в первую очередь пою для близких людей.
У вас медицинское образование. А музыкальное есть?
Музыкальная школа. Обычная детская музыкальная школа. А потом получилось медицинское училище, а потом медицинский институт и больше ничего такого, связанного с музыкой. Но музыка – благодатнейшая почва для саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Наверно, о любой профессии можно так сказать, но для меня музыка – это что-то совершенно особенное. Это космос. Необъятнейший космос.
Как Вам Прага?
Феноменально! Правда! Сколько вера было продегустировано чешского пива! Если бы дело было в России, я бы сейчас тут перед вами не сидела, не лежала даже. Прекрасная атмосфера, прекрасное качественное пиво, прекрасные люди. И просто очень красивый город. Зал очень хорошо тепло принимал. У нас получился диалог. Обязательно приеду сюда ещё раз и не раз!
«Пражский телеграф»
Вставка
История группы «Сурганова и Оркестр» началась 8 лет назад, когда в декабре 2002 г. одна из основательниц группы «Ночные Снайперы» Светлана Сурганова покинула коллектив, наделав этим много шума в прессе и в рядах поклонников.
Меньше чем за год Светлана прошла грандиозный путь, создав свою группу из профессиональных питерских музыкантов, сочинив, записав и уже в 2003 году выпустив дебютный альбом «Неужели не я», ставший настоящим прорывом и проданный тиражом свыше 100 000 официальных экземпляров.
В следующем, 2004 году, «Сурганова и Оркестр» становятся номинантами премии «Лучший живой коллектив года» и получают престижную премию журнала FUZZ «Песня года». Песни из «Неужели не я» поставили рекорды продолжительности пребывания на верхних строчках музыкальных чартов. Группа записала клип «Корабли», с успехом ротировавшийся в эфире MTV и МУЗ-ТВ и отправилась в первый суперуспешный тур «Кругосветка».
Вслед за первым альбомом последовали «Живой» (2003), «Возлюбленная Шопена» (2005), «Соль» (2007). Эти альбомы повторили успех первого: почти все песни из них стали хитами и также побывали на вершинах музыкальных чартов, альбом «Соль» вошел в десятку лучших рок-альбомов России по версии журнала Русский репортер.
Осенью 2008 г. группа готовит к выпуску акустический альбом «Проверено временем» и отправляется в акустический тур в его поддержку. Диск «Проверено временем» признал лучшим альбомом 2008 года музыкальный портал Newsmusic.
Эксперименты
2009 год стал временем смелых творческих экспериментов.
Эксперимент первый. Музыка. Группа работает над новой пластинкой — и впервые это альбом каверов — «Чужие как свои». После акустического минимализма предыдущего альбома, где солирует скрипка, где вокал порой сопровождают лишь барабаны, теперь саунд разнообразный, мощный, с электронными роковыми и DJскими примочками.
Эксперимент второй. Поэзия. В год 120-летнего юбилея Анны Ахматовой Светлана Сурганова издают аудиокнигу стихов Ахматовой.
Эксперимент третий. Театр. Презентации аудиокниги Ахматовой прошла на концертах группы с участием актрис театра Комиссаржевской. Так, Сургановой удалось объединить на одной сцене русский рок, классическую поэзию и академический театр, создав новый жанр — рок-концерта с поэтическим прологом.
Вставка
На сегодняшний день «Сурганова и Оркестр» — одна из самых активно концертирующих групп с географией выступлений от Дальнего Востока до Западной Европы и Америки. В туре «Кругосветка» музыканты проехали уже более 100 городов России и зарубежья, неизменно собирая полные залы фанатов и любителей сложной, полифоничной, качественной музыки и поэзии. «Сурганова и Оркестр» — желанный гость на самых престижных площадках и неизменный фаворит рок-фестивалей.