Любовь к балету у него в крови — передаётся из поколения в поколение. Мама Алексея заведует кафедрой хореографического отделения Кемеровского колледжа культуры и искусства. Поэтому с малых лет он был погружён в балетную среду: когда мальчика некуда было девать, мама брала его с собой на работу. Сначала он просто смотрел, потом появилась предложение исполнить детскую партию. Алексей с радостью согласился, и у него получилось. Заметив интерес сына к балету, мама будущей звезды отвезла его в Новосибирское хореографическое училище. Именно там хореография превратилась в смысл жизни Алексея.
В то время в училище небольшие спектакли ставил известный российский хореограф, иммигрировавший в Австрию, Вакиль Усманов. Артистизм и музыкальность Алексея понравились мэтру, и он пригласил его на стажировку в Академию балета Джона Кранко в Штутгарде. Алексей позвонил маме и сказал, что завтра улетает в Германию. Она, конечно, не хотела отпускать 15-летнего сына за границу. Но в те времена такую возможность упускать было нельзя. Так советский школьник, не говоривший ни по-немецки, ни по-английски, уехал покорять Европу.
Школа русского балета
Любая хорошая европейская балетная школа на 90% состоит из русских педагогов или педагогов, прошедших обучение в России. В Штутгарте у Алексея тоже были русские учителя: Константин Руссо из Санкт-Петербурга и московский хореограф Пётр Пестов – наставник таких звёзд русского балета, как Владимир Малахов и Николай Цискаридзе.
В 1997 году Алексея пригласили в балет Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф). Через два года он стал его солистом. В 2006 году в возрасте 25 лет он становится балетмейстером. Для преподавания балета это очень юный возраст — обычно в это время люди ещё танцуют, а вести педагогическую деятельность начинают только около 40.
Однако новая стезя добавила не только поводов для гордости, но и нагрузки. В сезоне 2009-2010 Алексей работает балетмейстером и танцором в пражском Национальном театре, а так же постоянно выступает на разных сценах по всему миру.
Балетмейстер — суперчеловек
Балетмейстер должен быть настоящим суперчеловеком. Он должен запоминать каждое движение каждого танцора в балете, который длится около трёх часов. Он должен следить за освещением и музыкальным сопровождением. В идеале необходимо иметь музыкальное образование. По словам самого Алексея, «в наше время есть балетмейстеры, которые не могут отличить вальс от полонеза или мазурки».
Рабочее утро Алексея начинается с разогрева танцовщиков театра. До обеда проходит репетиция, где он выступает уже в роли балетмейстера. Сейчас он занимается постановкой балета «Отелло», премьера которого намечена на апрель этого года. Обед профессионального танцора состоит из лёгкого салата или небольшой булочки — полный желудок не добавляет лёгкости движениям. Вечером у артиста репетиции в Государственной опере — в январе этого года здесь состоялась премьера балета «Спящая красавица — последняя дочь царя».
Новая «Спящая красавица»
«Спящая красавица – последняя дочь царя» — балет Петра Ильича Чайковского в современной интерпретации венгерского режиссёра и хореографа Юрия Вамоса. Он получил признание за свою сугубо индивидуальную интерпретацию таких классических балетов, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Спартак».
В своей версии «Спящей красавицы» Юрий Вамос превратил традиционный сказочный сюжет в драматический балет о счастливой жизни и трагическом конце русской императорской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году.
Хореографа давно интересовала история Анны Андерсон – одной из наиболее известных женщин, выдававших себя за великую княжну Анастасию. Считается, что Анастасия была расстреляна вместе со всей семьёй в Екатеринбурге. Но существуют показания очевидцев о том, что юной княжне удалось бежать. Конечно, основной сюжет взят из сказки про «Спящую красавицу», но в неё вплетена история царевны Анастасии.
Впервые Вамос представил эту постановку в Дюссельдорфе десять лет тому назад.
Образы, роли, лица и мечты
В балете «Спящая красавица — последняя дочь царя» у Алексея очень необычная роль. Он — Никто, невидимка, лишь сила в душе Анастасии. Но это не самая любимая партия танцора. Его любимая роль — Меркуцио в «Ромео и Джульетте». В ней много комических моментов, но в целом образ наполнен трагизмом. Кроме того, совсем не просто умирать на сцене в течение трёх минут. Близок Алексею и образ Ромео, но он, по его словам, намного сложнее и глубже. «Когда танцуешь Меркуцио, то после спектакля остаётся удовлетворение, а когда Ромео — опустошение. Каждый раз, когда умираешь на сцене в образе Ромео, частичка тебя умирает».
Алексей мечтает рано или поздно стать балетным директором компании. И, скорее всего, это произойдёт. Ведь в свои 31 он уже достиг таких высот, о которых другие только мечтают.
Дария Соловьёва
«Чехия сегодня», №162/2010 (май 2010 г.)