Четыре жены Карла IV: Анна Пфальцская – три года несчастий

Karl 4 Zena Anna Pfalcska
Брак со второй женой Карла IV Анной Пфальцской (26 сентября 1329 — 2 февраля 1353), дочерью пфальцграфа Рудольфа II Слепого, был, прежде всего, шагом политическим, но оказался самым кратким и полным необъяснимых трагедий.

Скорбеть о прекрасной и рано ушедшей Бланке Валуа у великого короля не было ни времени, ни права. Вдовец, не имевший наследника, не мог рисковать, а потому начал искать себе новую невесту. Политическая обстановка определила выбор. В это время у Карла IV, претендовавшего на трон Римской империи, неожиданно возникли проблемы: часть римских курфюрстов в противовес набирающему авторитет чешскому королю поддержали в борьбе за трон римского императора Гюнтера фон Шварцбурга. Его поначалу поддерживал и пфальцграф Рудольф II. Женитьбой на дочери пфальцграфа чешский король изменил расстановку сил в свою пользу  и получил полную поддержку и признание Рудольфа. Гюнтер фон Шварцбург, понимая бесполезность борьбы, отказался от римской короны и договорился с Карлом Люксембургским об отступных.

Свадьба 33-летнего Карла IV и 20-летней миловидной Анны Пфальцкой состоялась в марте 1349 года (через семь месяцев после смерти первой супруги короля). Дорога к трону Римской империи была открыта. В качестве приданного к чешским землям невеста принесла Верхний Пфальц, хоть и небольшую, но стратегически важную территорию.

Не так хороша, как глупа

Анна, по воспоминаниям современников, короля и мужа любила так, что не допускала мысли о том, что он может принадлежать кому-то другому. Вместе с Карлом IV она была удостоена чести носить корону Римской империи. Коронация прошла 25 и 26 июля 1349 года в Аахене. Король и император получил то, что хотел. Апогеем его счастья стало рождение долгожданного сына Вацлава в январе 1350 года. Страна приветствовала появление наследника, полностью разделяя радость отца.

А в октябре этого же года пронеслась страшная новость: король тяжело болен. Паралич Карла IV продолжался десять месяцев, и ни один известный лекарь не только не мог справиться со странной болезнью, но и найти ей какое-то разумное объяснение. Итальянский летописец Маттео Виллани утверждал, как, впрочем, и некоторые другие современники, что короля отравили. Но итальянец не только открыто заявлял об этом, но и называл и человека, который дал больному яд. Якобы это сделала молодая ревнивая жена Анна Пфальцкая! По его мнению, королева, родившая наследника, с грустью осознала, что супруг после исполненного ею долга, охладел к ней. Не желая с этим мириться, молодая королева начала добавлять в еду короля приворотное зелье. Видимо, желая ускорить результат, она не рассчитала меру, и из афродизиака получился яд.

И здоровые люди умирают

Кто поставил на ноги Карла IV, история умалчивает, но он поправился так же неожиданно, как и заболел. Были даже предположения, что вылечил больного как раз тот лекарь, который продал приворотное зелье нерадивой королеве. Он мог попасть во дворец уже после того, как была потеряна последняя надежда, что король вернётся к активной жизни. Но никаких документальных подтверждений лечения короля не существует, что только добавляет загадочности всему тому, что случилось за эти три года. Пока подданные радовались возвращению Карла IV к жизни и политическим делам, случилась другая трагедия: в конце 1351 вполне окрепший малыш Вацлав неожиданно умер, не дожив и до двух лет.

И тут уж спекуляции о том, что Анна, одержимая ревностью и желанием вернуть супруга на брачное ложе, могла убить и собственного сына, начали распространяться при дворе. Несчастная королева сидела днями и ночами у гроба сына, не давая свечкам погаснуть. Тем самым она только добавляла масла в огонь тем, кто обвинял её в этих страшных трагедиях: они объясняли рвение и безутешность королевы наконец-то пришедшим раскаянием. Другие, наоборот, верили, что для Анны смерть сына тоже была неожиданна, а её раскаяние связано с тем, что она не смогла уберечь долгожданного наследника.

Вина не доказана

Второго февраля 1353 года Анна Пфальцкая тихо отошла в мир иной вслед за своим несчастным ребёнком. Современные историки не хотят допускать мысли о том, что и ей «помогли» умереть и дали яд.  Зачем? Ведь никаких определённых доказательств вины королевы не было представлено. Предположения строились на том, что Анна не была достаточно умна, а потому могла выбрать именно такой способ для того, чтобы вернуть к себе внимание и любовь короля. А может быть, Анна сама призналась мужу в своих грехах? Очевидно то, что после истории с парализацией, король уже не навещал свою супругу в её спальне, и смерть сына ещё больше усилила отчуждение. Королева действительно оказалась одинокой и никому не нужной.

Женщина, обеспечившая мужу корону Римской империи и сына, незаметно и загадочно ушла в мир иной. Трагические события, произошедшие при чешском дворе за время её пребывания там, покрыты тайной. Никаких комментариев и расследований в документах того периода найдено не было. Известно только, что уже через три месяца после похорон Карл Люксембургский повёл под венец свою третью избранницу.

 

Ирина Кудимова

«Пражский телеграф»