Представлять культурное наследие на примерах исторических судеб знаменитых аристократических фамилий – обычная практика в музейных градах и замках Чешской Республики.
Пока самым необычным является «посвящение» целого года одной аристократической фамилии. В 2010 г. в связи с подготовкой огромной выставки «Рожмберки, род чешских вельмож и его путь историей», возникла идея сделать эту выставку пилотной акцией общего проекта «Год Рожмберков 2011». Именно он стал началом масштабного проекта «По следам аристократических родов» под эгидой Министерства культуры Чехии.
Проект «Год 2012 — Год Пернштейнов» (Pernštejnský rok 2012) был торжественно представлен в начале этого года в Лобковицком дворце на Градчанах, а именно 11 января, когда исполнилось ровно 425 лет со дня свадьбы Поликсены из Пернштейна и Вилема из Рожмберка.
В рамках акции «Год 2012 — Год Пернштейнов» будут проведены выставки, конференции и ряд концертов и театральных представлений в разных местах республики, так как владения рода распростирались на территории нескольких краёв, а среди принадлежащих роду замков и городов числятся крепость Пернштейн, Кунетицка гора, Литице, Товачов, Пардубице, Тржебонь и Литомышль. Состоятся и такие мероприятия, как традиционный лов неводом рыбы в пернштейнских прудах и «ночь замков» на Кунетицкой горе.
В Праге в мае-июле открыта выставка «Пернштейны и их время» в Салмовском дворце на Градчанской площади (каждый день от 10:00до 18:00), на которой можно познакомиться с каждодневной жизнью аристократии периода позднего средневековья и раннего ренессанса, раздёленную на основные жизненные вехи: рождение (крещение) – свадьба – смерть (похороны).
Вельможные паны из Пернштейна имели корни в Моравских краях. Любопытна легенда возникновения рода. Праотцом Пернштейнов был некто Ванек Венава из бедного поселения в Южной Моравии, жители которого занимались добычей угля. В тот далёкий 564 г., записанный в семейной хронике, в окольных лесах появился огромный зубр, который нападал на людей и многих убил. Моравский маркграф Виллибальд Бранденбург пообещал богатую награду тому, кто избавит людей от дикого зубра. Венава, который несколько раз от зубра убегал, однажды, чтобы того задобрить, дал ему хлеба, который носил с собой. Так Венава кормил зубра при каждой встрече и постепенно так приручил зверя, что смог привести его с собой на замок к Виллибальду.
Тот сдержал слово и наделил мужественного углекопа огромными земельными угодьями, а его потомки получили право использовать герб с изображением головы зубра с кольцом в носу на серебряном щите (символичным знаком усмирения грубой силы с помощью терпения и отваги). А замок Пернштейн, который был заложен бывшим углекопом, стал первой резиденцией рода.
На протяжении многих веков Пернштейны занимались преимущественно военной карьерой, в которой преуспевали в ладу со своим родовым девизом «Кто выдержит – победит».
В 1555 г. Вратислав из Пернштейна, бывший успешным военачальником у Габсбургов, а впоследствии ставший великим канцлером, сочетался браком в Вене с испанской аристократкой Марией Манрике де Лара-и-Мендоса. Именно она привезла из Испании в Чехию знаменитую теперь во всём мире статуэтку Пражского Иисуса-младенца (Pražské Jezulátko), которая стала тогда известной благодаря своей чудесной исцеляющуй силе.
Дочерью Врастислава и Марии была Поликсена (1566-1642), которая как раз и вышла замуж в 1587 г. за Вилема из Рожмберка. Их брак был бездетным, а после смерти мужа Поликсена вышла замуж за высшего канцлера Чешского королевства Зденека Войтеха Попела из Лобковиц. В браке у них родился только один ребёнок – сын Вацлав Эусебиус.
Именно Поликсена подарила в 1631 г. восковую статуэтку Пражского Иисуса-младенца кармелитанской Церкви Богородицы Торжествующей (Panny Marie Vítězné) на Малой Стране.
Во время 30-летней войны (1618-1648 г.г.) со смертью единственного мужского потомка Пернштейнского рода Вратислава Эусебиуса род вымер по мужской линии, а после смерти его сестры и наследницы в 1646 г. – род закончился и по женской линии.
Так завершился путь древнего рода в перипетиях истории, но память о его представителях и их деяниях пережила его, будто подтверждая родовой девиз «Кто выдержит – победит».
Лариса Кичатова
«Пражский телеграф»